Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Центре «Зотов»
Уникальная выставка, организованная Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, посвящена исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства, которое выходило в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я» впервые были опубликованы работы таких выдающихся художников, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в истории авангарда. Помимо статей о современном искусстве, на его страницах публиковались:
- манифесты и просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов,
- произведения Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и других классиков,
- архивные документы, долгое время остававшиеся недоступными.
«А-Я»: бумажный музей, ставший реальностью
С середины 1930-х годов произведения авангардистов были исключены из музейных экспозиций, альбомов и библиотек в рамках борьбы с «формализмом». Лишь спустя 20 лет тема авангарда вновь стала обсуждаться — но в узких кругах и с большими пробелами в знаниях.
Журнал «А-Я» стал уникальным историческим документом, представившим наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие».
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом.
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Здесь впервые увидели свет тексты Малевича, Филонова, Матюшина и Шаламова, что способствовало переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали к ним возвращаться.
Экспозиция: диалог двух эпох
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, среди которых:
- работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова,
- произведения Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова,
- архивные материалы Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем», теперь вышел за пределы страниц — посетители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и документы, опубликованные в нём.
Архитектурное решение и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальное пространство: в круглый выставочный зал вписан белоснежный «журнальный» куб. Внутри него зрители погрузятся в раздел «Наследие» на страницах восьми номеров (семи художественных и одного литературного).
Тematicские разделы выставки:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»,
- «Окно расширенного смотрения»,
- «Сам себя издат»,
- «Право слова».
Они последовательно проводят посетителей через темы, волновавшие художников как в 1910–1920-х, так и в 1970–1980-х годах. Во внешнем периметре, за пределами куба, представлена история создания журнала, его роль в мировой и отечественной арт-сцене, а также причины прекращения выпуска.
Посещение выставки
Выставка пройдёт в Центре «Зотов» (Москва) 28 сентября 2025 года. Вход по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести льготные билеты можно в кассе центра или по телефону: +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.