Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»
Центр «Зотов» и Музей AZ представляют уникальный выставочный проект, основанный на глубоком анализе раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я»** — ключевого издания неофициального русского искусства. Журнал, выходивший в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стал первой площадкой для публикаций работ:
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Олега Васильева и других мастеров.
На страницах «А-Я»** сочетались статьи о современном искусстве, манифесты и просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов, а также их произведения. Журнал не только знакомил западную аудиторию с советским андеграундом, но и помогал художникам определить своё место в «истории искусства, выстроенной по магистрали авангарда»**.
Исторический контекст
С середины 1930-х работы авангардистов исчезли из музеев, альбомов и библиотек — борьба с «формализмом»** вытеснила их из культурного поля. Лишь через 20 лет тема авангарда вновь стала обсуждаться, но знания о нём оставались фрагментарными. С конца 1950-х началось закрытое изучение художественных течений начала XX века.
Журнал «А-Я»** стал уникальным историческим документом, представив наследие русского авангарда в трёх ключевых аспектах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие»**;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Здесь впервые были опубликованы тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова, способствуя переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда.
Экспозиция и архитектура
Выставка объединяет более 350 экспонатов, включая работы:
- Казимира Малевича,
- Эль Лисицкого,
- Павла Филонова,
- Игоря Шелковского,
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Франциско Инфанте,
- Олега Целкова,
- Ивана Чуйкова и других.
Журнал, названный «бумажным музеем»**, перешёл из плоскости страниц в реальное пространство. Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали в выставочном зале белоснежный «журнальный» куб**, внутри которого посетители смогут:
- пройти по разделам «Наследие»** восьми номеров (7 художественных и 1 литературный);
- ознакомиться с тематическими блоками: «Комплекс Малевича»**, «Филоновская мифологема»**, «Случайная встреча»**, «Пора искусству вторгнуться в жизнь»** и другими;
- увидеть подлинные произведения и архивные документы.
Во внешнем периметре зала представлена история создания журнала, его роль в мировой и отечественной арт-сцене, а также причины прекращения выпуска.
Практическая информация
Вход на выставку — по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе центра или по телефону: +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.