Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Центре «Зотов»
Уникальная выставка, организованная Центром «Зотов» и Музеем AZ, посвящена исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства. Журнал, выходивший в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стал платформой для публикации работ ведущих художников советского андеграунда, среди которых:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
Помимо современного искусства, на страницах «А-Я» публиковались манифесты авангардистов 1910–1920-х годов, их произведения и просветительские статьи. Журнал не только знакомил западную аудиторию с советским андеграундом, но и помогал художникам определить своё место в истории искусства, следуя традициям авангарда.
История и значение журнала «А-Я»
С середины 1930-х произведения авангардистов были исключены из музейных экспозиций, альбомов и библиотек. Борьба с «формализмом», чуждым социалистической идеологии, привела к забвению многих шедевров. Лишь спустя 20 лет авангард вновь стал предметом обсуждения, однако его наследие оставалось малоизученным. С конца 1950-х началось закрытое изучение художественных течений начала XX века, и в этом контексте «А-Я» стал уникальным историческим документом.
Журнал представил наследие русского авангарда в трёх ключевых аспектах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Именно здесь впервые были опубликованы тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и других мастеров. Журнал способствовал переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали к ним обращаться.
Экспозиция: диалог поколений
Выставка построена вокруг диалога художников «первого» и «второго» авангарда, отражённого на страницах «А-Я». В экспозиции представлено более 350 экспонатов, включая работы:
- Казимира Малевича,
- Эль Лисицкого,
- Павла Филонова,
- Игоря Шелковского,
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Франциско Инфанте,
- Олега Целкова,
- Ивана Чуйкова и других.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем», теперь вышел за пределы печатных страниц. Посетители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы, опубликованные в издании.
Архитектура и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальное пространство: в круглом выставочном зале размещён белоснежный «журнальный» куб. Внутри него зрители погрузятся в раздел «Наследие», представленный на страницах восьми номеров (семи художественных и одного литературного).
Темы выставки отражают ключевые вопросы, волновавшие художников в 1910–1920-х и 1970–1980-х годах:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»,
- «Окно расширенного смотрения»,
- «Сам себя издат»,
- «Право слова».
За пределами куба расположена экспозиция, посвящённая истории создания журнала, его роли в мировой и отечественной арт-сцене, а также причинам прекращения выпуска.
Посещение выставки
Вход на выставку по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе Центра «Зотов» или по телефону: +7 495.
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.