Александр Фисейский, орган
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Органная месса
(Третья часть Клавирных упражнений)
Третья часть Клавирных упражнений была завершена в 1739 году, в период творческого расцвета композитора. Этот опус впечатляет своими масштабами. Он является частью грандиозного цикла, включающего:
- Шесть партит, BWV 825–830 (Первая часть Клавирных упражнений, 1731)
- Партиту си минор, BWV 831 и Итальянский концерт, BWV 971 (Вторая часть Клавирных упражнений, 1735)
- Гольдберг-вариации, BWV 988 (Четвертая часть Клавирных упражнений, 1742)
Бах придавал особое значение Третьей части Клавирных упражнений. Это сочинение стало первым из его органных опусов, опубликованным при жизни.
Написанная к 200-летию посещения Лейпцига Мартином Лютером и торжественной службы, Третья часть Клавирных упражнений содержит обработки хоральных песнопений протестантского богослужения. Своей структурой она напоминает Катехизис Лютера, состоявший из двух частей: Большого катехизиса, излагавшего догматы веры, и Малого катехизиса, обращенного к детям и простому люду.
Каждый хоральный напев баховского цикла, за исключением Allein Gott in der Höh' sei Ehr' («Лишь Богу в вышних слава»), представлен в двух версиях: пространной, где автор использует все ресурсы органа включая педальную клавиатуру, и небольшой — мануальной. Благодаря особенностям структуры, Третью часть Клавирных упражнений в прошлом нередко называли Органным катехизисом, а в настоящее время её, как правило, именуют Органной мессой.
Авторское название опуса гласит: «Третья часть Клавирных упражнений, состоящая из различных прелюдий на песнопения из катехизиса и прочие, для органа: любителям и особенно знатокам подобных дел во услаждение души изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом, королев[ским] польским и курфюрст[ским] сакс[онским] придворным композитором, капельмейстером и музикдиректором в Лейпциге. В издании автора».
Ядро Третьей части Клавирных упражнений составляют обработки церковных песнопений. Их тематика связана с важнейшими разделами протестантской литургии (первые девять хоральных обработок) и Катехизиса М. Лютера (последующие — двенадцать):
- Kyrie Господи, Бог Отец в вечности, BWV 669
- Христос, всего мира утешение, BWV 670
- Господи, Бог Святой Дух, BWV 671
- Господи, Бог Отец в вечности, BWV 672
- Христос, всего мира утешение, BWV 673
- Господи, Бог Святой Дух, BWV 674
- Gloria Лишь Богу в вышних слава, BWV 675–677
- Декалог Се священные десять заповедей, BWV 678–679
- Символ веры Мы веруем все во единого Бога, BWV 680–681
- Отче наш Отче наш в Царствии небесном, BWV 682–683
- Крещение Христос, наш Господь, явился к Иордану, BWV 684–685
- Покаяние Из глубины взываю к Тебе, BWV 686–687
- Причастие Иисус Христос, Спаситель наш, BWV 688–689
Хоральные обработки обрамляются Прелюдией и фугой ми-бемоль мажор (BWV 552). В этом двухчастном цикле большинство специалистов усматривают связь с образом Святой Троицы. Четыре дуэта (BWV 802–805), включенные И.С. Бахом в Третью часть Клавирных упражнений, предположительно, написаны для клавесина и в концерте исполнены не будут.
Много лет тому назад Ф. Шпитта писал, что по завершении Третьей части Клавирных упражнений «Бах счел, что труд его жизни в области органных хоралов в основном завершен. С той поры и до своей смерти он собирал свои старые работы и перерабатывал их, новой же музыки написал немного». Лишь один этот факт многое говорит о том, какое значение придавал композитор Третьей части Клавирных упражнений.
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.