Две легендарные выставки в Третьяковской галерее: Илья Машков и Александр Дейнека
Илья Машков: от авангарда до соцреализма
Уникальный проект «Илья Машков. Между авангардом и классикой» приглашает зрителей в увлекательное путешествие по творческой эволюции одного из самых ярких художников XX века. Выставка охватывает ключевые этапы его творчества — от смелых экспериментов в рамках объединения «Бубновый валет» до спорных, но захватывающих работ эпохи соцреализма.
Критики до сих пор спорят: одни видят в поздних работах Машкова шедевры, достойные старых мастеров, другие — китч и банальность. Экспозиция не только демонстрирует метод художника на протяжении 1910–1940-х годов, но и помогает понять, как развивалось русское искусство — от радикального авангарда до академического соцреализма.
В основу выставки легли произведения из 26 государственных коллекций и частных собраний. Особенность экспозиции — сопоставление работ разных жанров и периодов. Машков неоднократно возвращался к одним и тем же сюжетам, переосмысливая их через 5–10 лет. Его творчество опиралось на метод Поля Сезанна, что, по мнению художника, должно было возродить классические традиции и положить начало новому Ренессансу.
К выставке выпущен иллюстрированный каталог с ранее не публиковавшимися:
- фотографиями и проектами из личного архива Машкова;
- кураторскими комментариями, сопровождаемыми рисунками и архивными материалами;
- результатами технологических исследований произведений.
Александр Дейнека: гимн жизни, труду и спорту
Выставка «Александр Дейнека. Гимн жизни» представляет самую полную ретроспективу творчества одного из величайших художников советской эпохи. Многие работы, включая ранние эскизы и графику, впервые показываются в Москве. Основу коллекции составили произведения из Курской картинной галереи, сформированные благодаря дарам самого мастера и его семьи.
Среди ключевых экспонатов:
- «Футболист» (1932) — символ динамики и энергии;
- «Эстафета» (1947) — олицетворение движения и преемственности;
- «Будущие лётчики» (1938) и «Юный конструктор» (1966) — воплощение веры в прогресс;
- «Автопортрет» (1948) — редкое обращение художника к собственному образу.
Выставка охватывает несколько десятилетий — с 1920-х по 1960-е годы — и разделена на 11 тематических блоков. Дейнека воспевал современность, труд, спорт и технику, видя в физическом здоровье путь к духовному совершенству. Его многогранное наследие включает не только живопись, но и:
- ранние работы и эскизы;
- журнальную графику и зарисовки;
- дизайнерские проекты.
Александр Дейнека (1899–1969) — уникальная фигура в советском искусстве. Будучи живописцем, графиком, скульптором и монументалистом, он создал собственный стиль, соединив энергию авангарда с глубоким гуманизмом. Его работы, наполненные динамикой и вниманием к человеку, остаются актуальными и сегодня.
Практическая информация
Место проведения: Государственная Третьяковская галерея, корпус на Кадашёвской набережной (Москва).
График работы:
- Вс, Вт, Ср: 10:00–18:00 (кассы и вход до 17:00);
- Пн: выходной;
- Чт, Пт, Сб: 10:00–21:00 (кассы и вход до 20:00).
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.