Выставки «Илья Машков: от авангарда до классики» и «Александр Дейнека: гимн жизни» в Третьяковской галерее
Илья Машков: эволюция творчества и спорные шедевры
Уникальная экспозиция «Илья Машков: авангард, китч, классика» приглашает зрителей проследить за трансформацией стиля художника — от смелых экспериментов объединения «Бубновый валет» до спорных работ эпохи соцреализма. Эти полотна до сих пор вызывают бурные обсуждения: одни искусствоведы восхищаются их мастерством, сравнивая с классическими шедеврами, другие обвиняют в излишней помпезности и китче.
Выставка охватывает ключевые этапы творчества Машкова — с конца 1910-х до начала 1940-х годов — и демонстрирует, как его методы отражали главные тенденции русского искусства: от радикального авангарда до академизма. В основе экспозиции — произведения из 26 государственных музеев и частных коллекций, представленные в диалоге разных жанров и периодов.
Особенность творчества Машкова — возвращение к одним и тем же сюжетам с интервалом в 5–10 лет, что позволяет увидеть, как менялось его видение. Художник вдохновлялся техникой Поля Сезанна, стремясь соединить классические традиции с современностью и положить начало «новому Ренессансу».
К выставке выпущен иллюстрированный каталог с ранее не публиковавшимися материалами из архива Машкова, включая фотографии, эскизы и проекты, хранящиеся в отделе рукописей Третьяковской галереи. Издание дополнено экспертными комментариями, архивными документами и результатами технологических исследований полотен.
Александр Дейнека: энергия жизни и многогранный талант
Проект «Александр Дейнека: гимн жизни» представляет самую полную ретроспективу творчества одного из ярчайших мастеров советской эпохи. Курская картинная галерея, обладающая крупнейшим собранием его работ, передала в Москву уникальные произведения, многие из которых демонстрируются впервые.
Среди ключевых экспонатов:
- «Футболист» (1932) — символ динамики и молодости;
- «Эстафета» (1947) — олицетворение спортивного духа;
- «Будущие лётчики» (1938) и «Юный конструктор» (1966) — воплощение веры в прогресс;
- «Автопортрет» (1948) — редкое личное свидетельство мастера.
Помимо знаменитых полотен, выставка знакомит зрителей с малоизвестными работами: ранними зарисовками, эскизами иллюстраций, журнальной графикой и дизайнерскими проектами. Эти материалы раскрывают многогранность таланта Дейнеки — не только как живописца, но и как графика, скульптора и монументалиста.
Экспозиция охватывает четыре десятилетия (1920–1960-е годы) и структурирована по 11 тематическим разделам, отражающим увлечение художника современностью, трудом, спортом и техникой. Дейнека видел в физическом здоровье путь к духовному совершенству, и его работы пронизаны энергией, динамикой и гуманизмом.
Александр Александрович Дейнека (1899–1969) — одна из ключевых фигур отечественного искусства XX века. Несмотря на принадлежность к советской школе, он сумел создать уникальный стиль, оставаясь в контексте мировых художественных тенденций. Родившись в Курске, художник сохранял тесную связь с родным городом, где жили его близкие.
Практическая информация
Место проведения: Государственная Третьяковская галерея, корпус на Кадашёвской набережной (Москва).
Режим работы:
- Воскресенье, вторник, среда: 10:00–18:00 (кассы до 17:00);
- Четверг, пятница, суббота: 10:00–21:00 (кассы до 20:00);
- Понедельник: выходной.
Комплексный билет даёт доступ к обеим выставкам. Не упустите шанс увидеть шедевры двух легендарных художников в одном пространстве!
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.