Билеты: Путь к авангарду в Центре Зотов 26 дек 2025
Центр «Зотов» и Музей AZ представляют уникальный выставочный проект, основанный на исследовании раздела «Наследие» журнала неофициального русского искусства «А-Я». Это издание, выходившее в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стало первой платформой для публикаций работ таких мастеров, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Олег Васильев и многих других.
На страницах «А-Я» находили свое место не только статьи о современном искусстве, но и манифесты, а также просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов. Журнал не только знакомил западную публику с советским андеграундом, но и помогал самим художникам осмыслить свою роль в истории искусства, выстроенной вокруг магистрального движения авангарда.
Начиная с середины 1930-х годов, работы художников, ныне признанных авангардистами, постепенно исчезали из поля зрения: они исключались из музейных экспозиций, искусствоведческих альбомов и библиотечных фондов. Борьба с формализмом, объявленным чуждым социалистическому обществу, привела к почти полному забвению авангардного наследия. Лишь спустя два десятилетия интерес к нему возродился, но знание о нем оставалось фрагментарным. С конца 1950-х годов началось, в основном кулуарное, исследование художественных течений начала XX века.
В этом контексте журнал «А-Я» представляет собой ценнейший исторический документ. Наследие русского авангарда было представлено на его страницах в трех ключевых аспектах:
- Публикация материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие».
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом.
- Размышления об авангарде в современном искусстве.
Именно здесь впервые были опубликованы тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова. Таким образом, журнал сыграл важную роль в переосмыслении теоретических и художественных концепций раннего авангарда, в то время как советские издания только начинали обращаться к этой теме.
Экспозиция выставки построена вокруг диалога художников «первого» и «второго» авангарда, представленного на страницах журнала. Она объединяет более 350 экспонатов, включая работы таких мастеров, как Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Павел Филонов, Игорь Шелковский, Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Франциско Инфанте, Олег Целков, Иван Чуйков и других.
Издание, которое иногда называют «бумажным музеем», вышло за пределы журнального листа, трансформировавшись в выставочное пространство. Теперь у посетителей есть возможность буквально пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы, которые были опубликованы в журнале.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали для выставки белоснежный «журнальный» куб, органично вписанный в круглый план зала. Внутри этого центрального объема посетителей ждет погружение в раздел «Наследие» по материалам восьми номеров журнала: семи художественных и одного литературного. Выставка разделена на тематические зоны: «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча», «Опять ангела нарисовал…», «Пора искусству вторгнуться в жизнь», «Окно расширенного смотрения», «Сам себя издат» и «Право слова». Эти разделы последовательно раскрывают темы, которые волновали художников как в начале XX века, так и в 1970–1980-е годы.
Внешний периметр выставочного пространства посвящен истории создания журнала, его значению для отечественной и мировой арт-сцены, а также причинам прекращения его выпуска.
Вход на выставку осуществляется по билетам. Для уточнения информации о льготных категориях и приобретения льготных билетов обращайтесь в кассу Центра «Зотов» или по телефону.
осталось ждать
Где: Центр «Зотов»
Комментарии
Комментариев пока нет. Будьте первым!