Билеты на выставку «Путь к авангарду» в Центре «Зотов» 30 дек 2025
Выставочный проект Центра «Зотов» и Музея AZ посвящен исследованию раздела «Наследие» культового журнала неофициального русского искусства «А-Я». Издание, выходившее в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стало первой площадкой для публикаций работ таких мастеров, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Олег Васильев и многих других.
На страницах «А-Я» не только освещалось современное русское искусство, но и публиковались манифесты и просветительские статьи о художниках-авангардистах 1910-1920-х годов. Журнал сыграл ключевую роль в представлении советского андеграунда западному зрителю, помогая авторам издания определить свое место в истории искусства, выстроенной через призму авангардного движения.
Начиная с середины 1930-х годов, творчество художников, ныне признанных авангардистами, было практически исключено из публичного поля: их работы исчезли из музейных экспозиций, искусствоведческих альбомов и библиотек. Борьба с формализмом, объявленным чуждым социалистическому обществу, привела к тому, что спустя двадцать лет об авангарде вспоминали, но знали о нем недостаточно. С конца 1950-х годов началось, в основном в узких кругах, систематическое изучение художественных течений начала XX века.
В этом контексте «А-Я» представляет собой уникальный исторический документ. Наследие русского авангарда освещалось на страницах журнала под тремя углами зрения:
- Публикация материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие».
- «Диалог» современных художников с наследием исторического авангарда.
- Размышления о месте авангарда в современном искусстве.
Здесь впервые были опубликованы тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова. Таким образом, журнал способствовал переосмыслению многих теоретических и художественных концепций раннего авангарда в тот период, когда советские издания только начинали обращаться к этой теме.
Экспозиция построена вокруг этого диалога между «первым» и «вторым» авангардом, отраженного в журнале. Она объединяет более 350 экспонатов, включая произведения Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других.
Издание, которое иногда называют «бумажным музеем», перенесено из плоскости журнального листа в реальное пространство. У посетителей есть возможность погрузиться в номера «А-Я», увидеть оригинальные произведения искусства и архивные документы, опубликованные в журнале.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали белоснежный «журнальный» куб в центре выставочного зала. Внутри этого пространства зрителей ждет путешествие по разделу «Наследие», представленному на страницах восьми номеров журнала: семи художественных и одного литературного. Разделы выставки — «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча», «Опять ангела нарисовал…», «Пора искусству вторгнуться в жизнь», «Окно расширенного смотрения», «Сам себя издат» и «Право слова» — последовательно знакомят посетителей с темами, волновавшими художников как в 1910-1920-е, так и в 1970-1980-е годы. Внешний периметр выставки посвящен истории создания журнала, его значению для отечественной и мировой арт-сцены, а также причинам прекращения его выпуска.
Вход на выставку осуществляется по билетам. Для уточнения информации о льготных категориях и приобретения билетов обращайтесь в кассу центра.
осталось ждать
Где: Центр «Зотов»
Комментарии
Комментариев пока нет. Будьте первым!