Билеты на выставку «Путь к авангарду» в Центре «Зотов» 23 Дек 2025
Центр «Зотов» и Музей AZ представляют выставочный проект, основанный на исследовании раздела «Наследие» парижского журнала неофициального русского искусства «А-Я». Издание, выходившее под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова с 1979 по 1986 год, стало первой площадкой для публикаций работ Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Олега Васильева и многих других.
На страницах «А-Я» появлялись не только статьи о современном русском искусстве, но и манифесты, просветительские материалы об авангардистах 1910-1920-х годов, а также их произведения. Журнал не только знакомил западную публику с советским андеграундом, но и помогал художникам определить свое место в контексте искусства, выстроенного вдоль линии движения авангарда.
После середины 1930-х годов произведения художников-авангардистов практически исчезли из публичного пространства: музеев, альбомов, библиотек. Борьба с формализмом привела к забвению, и лишь спустя два десятилетия интерес к авангарду возродился, хотя и оставался во многом кулуарным. С конца 1950-х годов началось планомерное, но скрытое от широкой публики исследование художественных течений начала XX века.
Журнал «А-Я» выступает уникальным историческим документом, представляя наследие русского авангарда в трех аспектах:
- Публикация материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие».
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом.
- Размышления о влиянии авангарда на современное искусство.
Именно здесь впервые были опубликованы тексты Малевича, Филонова, Матюшина и Шаламова. Журнал способствовал переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда, в то время как советские издания только начинали касаться этой темы.
Экспозиция выстроена вокруг диалога художников «первого» и «второго» авангарда, представленного на страницах журнала. Она объединит более 350 экспонатов, включая работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других.
Проект, который иногда называют «бумажным музеем», переносит идеи журнальных номеров в выставочное пространство. Зрители смогут пройти сквозь страницы «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали в круглом зале белоснежный «журнальный» куб. Внутри центрального объема развернется экскурс по разделу «Наследие» из восьми номеров журнала: семи художественных и одного литературного. Тематические разделы выставки — «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча», «Опять ангела нарисовал…», «Пора искусству вторгнуться в жизнь», «Окно расширенного смотрения», «Сам себя издат» и «Право слова» — последовательно познакомят посетителей с темами, актуальными как для художников начала XX века, так и для мастеров 1970-1980-х годов. Внешний периметр зала посвящен истории создания журнала, его значению для арт-сцены и причинам прекращения выпуска.
Вход на выставку осуществляется по билетам. Для уточнения льготных категорий и приобретения билетов обращайтесь в кассу центра.
осталось ждать
Где: Центр «Зотов»
Комментарии
Комментариев пока нет. Будьте первым!