Билеты на выставку «Путь к авангарду» в Центре Зотов 20 Дек 2025
Выставочный проект Центра «Зотов» совместно с Музеем AZ погружает зрителя в мир неофициального русского искусства через призму раздела «Наследие» культового журнала «А-Я». Издание, выходившее в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стало первой площадкой для публикаций таких знаковых художников, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров и Олег Васильев.
На страницах «А-Я» не только освещалось современное русское искусство, но и публиковались манифесты и просветительские статьи о художниках-авангардистах 1910-1920-х годов. Журнал сыграл ключевую роль, знакомя западную публику с советским андеграундом и помогая самим художникам осмыслить свое место в истории искусства, выстроенной на основе магистральных направлений авангарда.
Начиная с середины 1930-х годов, произведения художников, ныне причисляемых к авангардистам, стали исчезать из музейных экспозиций, книг и библиотек. Это было время борьбы с формализмом, который считался чуждым социалистическому обществу. Лишь спустя два десятилетия интерес к авангарду возродился, но знания о нем были весьма отрывочными. С конца 1950-х началось, хоть и зачастую кулуарное, исследование художественных течений начала XX века.
В этом контексте «А-Я» предстает как уникальный исторический документ. Наследие русского авангарда на его страницах раскрывается в трех аспектах:
- Публикация материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие».
- «Диалог» современных художников с классическим авангардом.
- Размышления о роли авангарда в современном искусстве.
Именно здесь впервые увидели свет тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова. Таким образом, журнал способствовал <it>переоткрытию</it> многих теоретических и художественных концепций раннего авангарда, в то время как советские издания только начинали обращаться к этой теме.
Экспозиция строится вокруг этого диалога между «первым» и «вторым» авангардом, отраженного на страницах журнала. Она объединяет более 350 экспонатов, включая работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других. Издание, которое иногда называют «бумажным музеем», выходит за пределы журнального формата, позволяя зрителю буквально пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы.
Архитектурное решение выставки, предложенное Александром Бродским и Наташей Кузьминой, представляет собой белоснежный «журнальный» куб, вписанный в круглый зал. Внутри куба посетителей ждет погружение в раздел «Наследие» восьми номеров журнала (семь художественных и один литературный). Разделы выставки, такие как «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча», «Опять ангела нарисовал…», «Пора искусству вторгнуться в жизнь», «Окно расширенного смотрения», «Сам себя издат» и «Право слова», последовательно раскрывают темы, актуальные как для художников начала XX века, так и для их преемников в 1970-1980-х годах. Внешний периметр выставки посвящен истории создания журнала, его значению для мировой и отечественной арт-сцены, а также причинам завершения его выпуска.
Вход на выставку осуществляется по билетам. Для получения информации о льготных категориях и приобретения льготных билетов обращайтесь в кассу центра.
осталось ждать
Где: Центр «Зотов»
Комментарии
Комментариев пока нет. Будьте первым!