Билеты на выставку "Путь к авангарду" в Москве 28 декабря 2025
Выставка в Центре «Зотов» и Музее AZ посвящена уникальному исследованию раздела «Наследие» журнала «А-Я». Это издание, выходившее в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стало первой платформой для публикаций работ таких мастеров, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Олег Васильев и многих других.
«А-Я» был не просто сборником статей о современном русском искусстве. На его страницах появлялись манифесты и просветительские материалы, посвященные русскому авангарду 1910-1920-х годов, а также произведения самих авангардистов. Журнал сыграл ключевую роль в ознакомлении западной публики с советским андеграундом и помогал художникам осмыслить свое место в истории искусства.
С середины 1930-х годов работы художников-авангардистов были практически недоступны: их произведения исчезли из музеев, альбомов и библиотек. Началась борьба с «формализмом», и лишь спустя два десятилетия интерес к авангарду возродился, хотя и оставался в тени.
С конца 1950-х годов началось активное, но зачастую закрытое изучение художественных течений начала XX века. Именно в этом контексте журнал «А-Я» предстает как бесценный исторический документ. Он представил наследие русского авангарда с трех сторон:
- Публикация материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие».
- «Диалог» современных художников с наследием авангарда.
- Размышления о месте авангарда в современном искусстве.
На страницах «А-Я» впервые были опубликованы тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова. Таким образом, журнал способствовал переосмыслению концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали обращаться к этой теме.
Экспозиция выставки строится вокруг диалога художников «первого» и «второго» авангарда, представленного в журнале. Она включает более 350 экспонатов: работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других.
Журнал, названный «бумажным музеем», вышел за пределы страниц, позволяя зрителю погрузиться в его мир, увидеть оригинальные произведения и архивные документы.
Архитектурное решение выставки от Александра Бродского и Наташи Кузьминой представляет собой белоснежный «журнальный» куб. Внутри посетителей ждет знакомство с разделом «Наследие» из восьми номеров журнала. Тематические разделы выставки, такие как «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча» и другие, последовательно раскрывают темы, актуальные как для художников начала XX века, так и для авторов 1970-1980-х годов.
Во внешней части куба можно узнать об истории создания журнала, его значении для арт-сцены и причинах прекращения выпуска.
Билеты на выставку можно приобрести в кассе центра или уточнить информацию по телефону.
осталось ждать
Где: Центр «Зотов»
Комментарии
Комментариев пока нет. Будьте первым!