Билеты на выставку «Путь к авангарду» в Москве 26 Дек 2025
Выставочный проект Центра «Зотов» и Музея AZ погружает зрителя в мир неофициального русского искусства через призму раздела «Наследие» журнала «А-Я». Этот парижский журнал, выходивший с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стал первой площадкой для публикаций таких мастеров, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров и Олег Васильев.
«А-Я» не ограничивался освещением современного искусства. На его страницах оживали манифесты и статьи об авангардистах 1910-1920-х годов, а также их произведения. Журнал сыграл ключевую роль в ознакомлении западной публики с советским андеграундом и помог художникам журнала осмыслить свое место в истории искусства, выстроенной вокруг движения авангарда.
После середины 1930-х годов работы художников-авангардистов фактически исчезли из поля зрения: их произведения перестали появляться в музеях, альбомах и библиотеках из-за борьбы с формализмом. Лишь спустя два десятилетия интерес к авангарду возродился, но знания о нем оставались фрагментарными. С конца 1950-х началось, зачастую кулуарное, исследование художественных течений начала XX века.
В этом контексте журнал «А-Я» предстает как уникальный исторический документ. Наследие русского авангарда представлено на его страницах в трех измерениях:
- Через публикацию материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие».
- Через «диалог» современных художников с наследием авангарда.
- Через осмысление авангарда в современном искусстве.
Здесь впервые были опубликованы тексты Малевича, Филонова, Матюшина и Шаламова. Журнал способствовал переосмыслению многих теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали обращаться к этой теме.
Экспозиция выстраивается вокруг диалога художников «первого» и «второго» авангарда, запечатленного на страницах журнала. Она объединяет более 350 экспонатов, включая работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других.
Издание, которое иногда называют «бумажным музеем», выходит за пределы журнального листа, позволяя зрителю «пройти сквозь» номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы, опубликованные в журнале.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали для выставки белоснежный «журнальный» куб в круглом зале Центра «Зотов». Внутри куба зрителей ждет погружение в раздел «Наследие» из восьми номеров журнала (семь художественных и один литературный). Разделы выставки — «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча», «Опять ангела нарисовал…», «Пора искусству вторгнуться в жизнь», «Окно расширенного смотрения», «Сам себя издат» и «Право слова» — последовательно раскрывают темы, актуальные как для художников 1910-1920-х, так и для художников 1970-1980-х годов. Во внешнем пространстве выставки можно узнать об истории создания журнала, его значении для арт-сцены и причинах прекращения выпуска.
Вход на выставку осуществляется по билетам. Подробности о льготных категориях и приобретении билетов — в кассе центра или по телефону.
осталось ждать
Где: Центр «Зотов»
Комментарии
Комментариев пока нет. Будьте первым!