Билеты на выставку «Путь к авангарду» в Москве 21 Дек 2025
Выставочный проект Центра «Зотов» и Музея AZ представляет собой глубокое погружение в раздел «Наследие» журнала «А-Я» – уникального издания о неофициальном русском искусстве.
Журнал, издававшийся в Париже под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова с 1979 по 1986 год, стал первой платформой для публикаций таких знаковых художников, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Олег Васильев и многих других. На его страницах можно было найти не только аналитические статьи о современном русском искусстве, но и манифесты, просветительские материалы об авангардистах 1910-1920-х годов, а также их произведения.
«А-Я» играл двойную роль: он открывал западному зрителю мир советского андеграунда и, что не менее важно, помогал самим художникам-авторам журнала осмыслить свое место в истории искусства, тесно связанной с магистральным путем авангарда.
В середине 1930-х годов искусство художников, ныне причисляемых к авангардистам, оказалось под запретом: их работы исчезли из музеев, альбомов и библиотек. Наступила эпоха борьбы с формализмом, чуждым идеалам социалистического общества. Лишь спустя два десятилетия вновь заговорили об авангарде, однако знание о нем оставалось поверхностным. С конца 1950-х годов началось, пусть и в основном кулуарное, но последовательное исследование художественных течений начала XX века.
В этом контексте журнал «А-Я» предстает бесценным историческим документом. Он представил наследие русского авангарда в трех измерениях:
- через публикацию материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие»;
- через «диалог» современных художников с историческим авангардом;
- через осмысление авангарда в контексте современного искусства.
Именно здесь впервые были опубликованы тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова. Журнал способствовал переосмыслению множества теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали обращаться к этой теме.
Экспозиция построена вокруг этого диалога между «первым» и «вторым» авангардом, развернувшегося на страницах «А-Я». Она насчитывает более 350 экспонатов, включая работы таких мастеров, как Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Павел Филонов, Игорь Шелковский, Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Франциско Инфанте, Олег Целков, Иван Чуйков и другие.
Издание, метко прозванное «бумажным музеем» (по аналогии с «бумажной архитектурой»), выходит за пределы журнальных страниц, трансформируясь в выставочное пространство. Теперь у зрителя есть возможность «пройти сквозь» номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы, когда-то опубликованные в журнале.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали в круглом зале центра белоснежный «журнальный» куб. Внутри этого пространства зрителей ждет путешествие по разделу «Наследие» из восьми номеров журнала – семи художественных и одного литературного. Специальные разделы выставки, такие как «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча», «Опять ангела нарисовал…», «Пора искусству вторгнуться в жизнь», «Окно расширенного смотрения», «Сам себя издат» и «Право слова», последовательно раскрывают темы, которые волновали художников как в начале XX века, так и в 1970-1980-е годы.
Внешний периметр выставочного пространства посвящен истории создания журнала, его значению для отечественной и мировой арт-сцены, а также причинам прекращения его выпуска.
Вход на выставку осуществляется по билетам. Подробную информацию о льготных категориях и приобретении билетов можно получить в кассе центра или по телефону.
осталось ждать
Где: Центр «Зотов»
Комментарии
Комментариев пока нет. Будьте первым!