Билеты на выставку «Путь к авангарду» в Москве 19 Дек 2025
Выставочный проект Центра «Зотов» совместно с Музеем AZ посвящен исследованию раздела «Наследие» парижского журнала неофициального русского искусства «А-Я». Это уникальное издание, выходившее под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова с 1979 по 1986 год, стало первой площадкой для публикаций работ таких художников, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Олег Васильев и многих других.
На страницах «А-Я» размещались не только статьи о современном русском искусстве, но и манифесты, а также просветительские материалы, посвященные авангардистам 1910-1920-х годов, включая их произведения. Журнал играл двойную роль: он знакомил западную публику с советским андеграундом и помогал самим художникам найти свое место в истории искусства, выстроенной на основе магистрального пути авангарда.
В середине 1930-х годов работы художников, ныне причисляемых к авангарду, практически исчезли из поля зрения: они перестали появляться в музеях, альбомах и библиотеках. Это было связано с кампанией против формализма, который считался чуждым социалистическому обществу. Лишь два десятилетия спустя интерес к авангарду возродился, но знаний о нем было недостаточно. С конца 1950-х годов началось, в основном кулуарное, исследование художественных течений начала XX века.
Журнал «А-Я» представляет собой ценнейший исторический документ. Он рассматривал наследие русского авангарда с трех позиций:
- Публикация материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие».
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом.
- Размышления о влиянии авангарда на современное искусство.
На его страницах впервые появились тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова. Таким образом, журнал способствовал переосмыслению многих теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали освещать эту тему.
Экспозиция построена на основе диалога между художниками «первого» и «второго» авангарда, представленного на страницах журнала. Она включает более 350 экспонатов, среди которых работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других.
Журнал, который иногда называют «бумажным музеем», перешел из плоскости журнальных страниц в реальное пространство. Зрители могут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения искусства и архивные документы, которые были в нем опубликованы.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали в круглом зале выставочного пространства белоснежный «журнальный» куб. Внутри этого центрального объема посетителей ждет погружение в раздел «Наследие», представленный на страницах восьми номеров журнала: семи художественных и одного литературного. Экспозиция разделена на тематические блоки, такие как «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча», «Опять ангела нарисовал…», «Пора искусству вторгнуться в жизнь», «Окно расширенного смотрения», «Сам себя издат» и «Право слова». Эти разделы последовательно раскрывают темы, актуальные как для художников 1910-1920-х годов, так и для их коллег из 1970-1980-х. Внешний периметр зала посвящен истории создания журнала, его значению для мировой и отечественной арт-сцены, а также причинам прекращения его выпуска.
Вход на выставку осуществляется по билетам. Для получения информации о льготных категориях и приобретения льготных билетов обращайтесь в кассу центра.
осталось ждать
Где: Центр «Зотов»
Комментарии
Комментариев пока нет. Будьте первым!