Билеты на Ванессу Барбера в Москве 6 фев 2026
Впервые в России, на торжественном открытии Крещенского фестиваля 2025 в Новой Опере, состоялась долгожданная постановка оперы «Ванесса» Сэмюэла Барбера.
2025 год ознаменован 115-летием со дня рождения выдающегося американского композитора. Барбер, далекий от авангардных течений XX века, по праву считается одним из ярчайших представителей американского неоромантизма. Его музыка, по словам критика Ф. Кларка, была подобна «изобретению колес, которые вращались на протяжении веков», что лишь подчеркивает ее вневременную ценность. Неудивительно, что его произведения выбирали для исполнения признанные мастера, такие как Артуро Тосканини. Именно благодаря таким выборам, например, его «Адажио для струнных» — мелодия, исполненная светлой печали, которая, по словам А. Росса, сопровождает моменты, «когда американская мечта терпит поражение», — обрело широкую известность.
Мировая премьера «Ванессы» в 1958 году в Метрополитен-опере стала настоящим событием. Маэстро Димитрис Митропулос, тогдашний главный дирижер театра, торжественно провозгласил: «Наконец-то, американская большая опера!». Это произведение было удостоено Пулитцеровской премии и стало первой американской оперой, прозвучавшей на Зальцбургском фестивале, причем впервые в истории этого фестиваля опера была исполнена на английском языке.
Сэмюэл Барбер более двадцати лет искал подходящее либретто, пока его друг, композитор Джанкарло Менотти, не предложил свою помощь. Менотти, сам автор либретто для своих опер, впервые написал текст для другого композитора. Вдохновением послужил сборник рассказов Карен Бликсен «Семь фантастических историй». Менотти искусно черпал из него образы и символы, например, зеркало как метафору истины.
Сюжет оперы разворачивается вокруг главной героини Ванессы, которая уже двадцать лет ожидает возвращения своего возлюбленного Анатоля. В доме занавешены все зеркала, чтобы Ванесса не видела признаков старения. Когда появляется Анатоль, оказывается, что это его сын, сообщающий о смерти отца. В ту же ночь он соблазняет племянницу Ванессы, Эрику, и трижды делает ей предложение. Эрика отказывает, чувствуя, что он не способен на настоящую любовь. Тогда Анатоль переключает свое внимание на Ванессу, которая влюбляется в него, видя в нем точную копию своего давно потерянного возлюбленного. На их помолвке выясняется, что Эрика беременна, но она принимает решение прервать беременность. Анатоль и Ванесса отправляются в Париж, и теперь уже Эрика остается в опустевшем доме, занавесив зеркала и закрыв двери от мира, ожидая своей судьбы.
Исследователи видят в сюжете «Ванессы» параллели с жанром готического романа и фильмами Альфреда Хичкока, ощущая атмосферу таинственности, одиночества и нагнетания напряжения. Опера также перекликается с ключевыми произведениями американской драматургии, такими как «Трамвай „Желание“» Теннесси Уильямса, и в то же время напоминает о европейских оперных шедеврах, вроде «Саломеи» Рихарда Штрауса или «Замка герцога Синяя Борода» Белы Бартока. Барбер виртуозно сочетает камерность, выраженную в малом количестве персонажей и замкнутом пространстве, с масштабной музыкальной композицией, построенной на сквозном развитии тем и системе лейтмотивов. Изначально опера имела четыре акта, но впоследствии композитор сократил ее до трех. Благодаря особому декламационно-мелодическому речитативному стилю вокальных партий, Барбер создает глубокую психологическую драму, передавая всю палитру чувств и внутренних переживаний героев.
Представление пройдет с одним антрактом.
осталось ждать
Где: Новая Опера
Комментарии
Комментариев пока нет. Будьте первым!