Билеты на Путь к авангарду: диалоги художников 20 дек 2025 Москва
Центр «Зотов» и Музей AZ представляют выставочный проект, посвященный исследованию раздела «Наследие» парижского журнала неофициального русского искусства «А-Я». Издание, выходившее с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стало первой площадкой для публикаций таких мастеров, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров и Олег Васильев.
На страницах «А-Я» находили место не только статьи о современном русском искусстве, но и манифесты, а также просветительские материалы об авангардистах 1910-1920-х годов. Журнал играл двойную роль: он знакомил западную публику с советским андеграундом и помогал самим художникам журнала осмыслить свое место в истории искусства, ориентированной на авангард.
История русского авангарда, начиная с середины 1930-х годов, была окутана забвением. Произведения художников, ныне считающихся классиками авангарда, исчезали из музеев и библиотек в результате борьбы с формализмом. Лишь спустя два десятилетия интерес к авангарду начал возрождаться, но знания о нем оставались поверхностными. С конца 1950-х годов началось, в основном в узких кругах, последовательное изучение художественных течений начала XX века.
В этом контексте журнал «А-Я» предстает как уникальный исторический документ. Он представил наследие русского авангарда в трех аспектах:
- Публикация материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие».
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом.
- Размышления о связи авангарда с современным искусством.
Именно здесь впервые были опубликованы тексты Малевича, Филонова, Матюшина и Шаламова, что способствовало переоткрытию многих теоретических и художественных концепций раннего авангарда в период, когда советские издания только начинали обращаться к этой теме.
Экспозиция строится вокруг диалога между художниками «первого» и «второго» авангарда, отраженного на страницах журнала. Выставка объединит более 350 экспонатов, включая работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других.
Издание, названное «бумажным музеем», выходит за рамки журнального формата, предлагая зрителю пройти сквозь страницы «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы. Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали в круглом зале центральный белоснежный «журнальный» куб. Внутри него представлен экскурс по разделу «Наследие» из восьми номеров журнала (семь художественных и один литературный).
Отдельные разделы выставки — «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча», «Опять ангела нарисовал…», «Пора искусству вторгнуться в жизнь», «Окно расширенного смотрения», «Сам себя издат» и «Право слова» — последовательно погружают посетителей в темы, актуальные как для художников начала XX века, так и для мастеров 1970-1980-х годов. Внешнее пространство куба посвящено истории создания журнала, его значению для арт-сцены и причинам прекращения выпуска.
Вход на выставку осуществляется по билетам. Для получения информации о льготных категориях и приобретении льготных билетов обращайтесь в кассу центра.
осталось ждать
Где: Центр «Зотов»
Комментарии
Комментариев пока нет. Будьте первым!