Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»»
Уникальный выставочный проект Центра «Зотов» и Музея AZ посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства, выходившего в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я» впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в истории авангарда. Помимо статей о русском искусстве, здесь публиковались:
- манифесты и аналитические материалы об авангардистах 1910–1920-х годов,
- архивные тексты Малевича, Филонова, Матюшина и других классиков,
- произведения, долгое время исключённые из официального дискурса.
Исторический контекст: почему журнал «А-Я» стал явлением?
С середины 1930-х авангардное искусство было практически стёрто из советской культурной памяти: произведения исчезли из музеев, альбомов и библиотек. Борьба с «формализмом» оставила пробел, который начал заполняться лишь спустя 20 лет — с конца 1950-х, когда исследователи вновь обратились к наследию начала XX века.
«А-Я» стал уникальным историческим документом, представившим русский авангард в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие».
- Диалог современных художников с историческим авангардом.
- Размышления об авангарде в контексте искусства 1970–1980-х.
Экспозиция: от «бумажного музея» к реальному пространству
Выставка объединяет более 350 экспонатов, среди которых:
- работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова,
- произведения Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова,
- архивные документы и подлинные публикации из журнала.
Архитектурное решение Александра Бродского и Наташи Кузьминой превращает выставочный зал в иммерсивное пространство: белоснежный «журнальный» куб в центре зала символизирует переход от печатного издания к реальности. Внутри куба посетители погружаются в разделы:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь» и другие.
Во внешнем периметре выставки представлена история создания журнала, его роль в мировой арт-сцене и причины закрытия.
Практическая информация
Дата: 28 сентября 2025 года.
Место: Центр «Зотов», Москва.
Вход: по билетам. Льготные категории уточняйте в кассе или по телефону +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.