Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Центре «Зотов»
Уникальный выставочный проект, организованный Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства. Журнал, выходивший в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стал первой площадкой для публикаций произведений:
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Олега Васильева и других мастеров советского андеграунда.
Помимо работ современных художников, на страницах «А-Я» публиковались манифесты, просветительские статьи об авангардистах 1910–1920-х годов, а также их ранее недоступные произведения. Журнал не только знакомил западную аудиторию с советским андеграундом, но и помогал авторам определить своё место в «истории искусства, построенной вдоль магистрали авангарда».
Исторический контекст: почему журнал «А-Я» стал явлением?
С середины 1930-х работы авангардистов — сегодня признанных классиков — были изъяты из музеев, альбомов и библиотек. Борьба с «формализмом», чуждым социалистической идеологии, привела к забвению целых художественных направлений. Лишь спустя 20 лет авангард вновь стал предметом обсуждения, но знания о нём оставались фрагментарными. Только с конца 1950-х началось систематическое, хотя и полуподпольное, изучение течений начала XX века.
В этом контексте «А-Я» предстаёт как уникальный исторический документ, представивший наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Именно здесь впервые были опубликованы тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова. Журнал способствовал переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали к ним возвращаться.
Экспозиция: диалог эпох на 350 экспонатах
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда, развернувшегося на страницах «А-Я». В экспозиции представлено более 350 экспонатов, включая работы:
- Казимира Малевича,
- Эль Лисицкого,
- Павла Филонова,
- Игоря Шелковского,
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Франциско Инфанте,
- Олега Целкова,
- Ивана Чуйкова и других.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем», теперь выходит за пределы страниц: посетители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы, опубликованные в нём.
Архитектурное решение и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальное пространственное решение: в круглый выставочный зал вписан белоснежный «журнальный» куб. Внутри него зрители погрузятся в раздел «Наследие» через призму восьми номеров журнала (семь художественных и один литературный).
Темы выставки отражены в разделах:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»,
- «Окно расширенного смотрения»,
- «Сам себя издат»,
- «Право слова».
Эти разделы последовательно раскрывают темы, волновавшие художников как в 1910–1920-е, так и в 1970–1980-е годы. За пределами куба посетители познакомятся с историей создания журнала, его ролью в мировой и отечественной арт-сцене, а также с причинами прекращения издания.
Как посетить выставку
Вход на выставку по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести льготные билеты можно в кассе Центра «Зотов» или по телефону: +7 495.
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.