Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Центре «Зотов»
Уникальная выставка, организованная Центром «Зотов» и Музеем AZ, посвящена исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства, выходившего в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я» впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в истории авангарда. На его страницах публиковались:
- манифесты и статьи об авангардистах 1910–1920-х годов,
- произведения Казимира Малевича, Павела Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова,
- аналитические материалы о связи исторического и современного искусства.
Исторический контекст: почему журнал «А-Я» стал явлением?
С середины 1930-х произведения авангардистов были изъяты из музеев, альбомов и библиотек в рамках борьбы с «формализмом». Лишь через 20 лет тема авангарда вновь возникла в дискурсе, но оставалась малоизученной. Журнал «А-Я» стал первым системным источником, представившим наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация архивных материалов первого авангарда в разделе «Наследие».
- Диалог современных художников с историческим авангардом.
- Теоретические размышления об авангарде в современном искусстве.
Таким образом, издание способствовало переоткрытию забытых концепций в то время, когда советские журналы только начинали освещать эту тему.
Экспозиция: от «бумажного музея» к реальному пространству
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и включает более 350 экспонатов:
- работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павела Филонова,
- произведения Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова,
- архивные документы и подлинные публикации из журнала.
Архитектурное решение выставки, разработанное Александром Бродским и Наташей Кузьминой, воплощает идею «бумажного музея»: в центре зала установлен белоснежный куб, символизирующий журнальные страницы. Внутри него посетители смогут:
- ознакомиться с разделом «Наследие» восьми номеров журнала (семь художественных и один литературный),
- исследовать тематические блоки выставки:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь» и другие.
За пределами куба расположена зона, посвящённая истории создания журнала, его роли в мировой арт-сцене и причинам прекращения выпуска.
Посещение выставки
Выставка пройдёт в Центре «Зотов» (Москва) 27 сентября 2025 года. Вход по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе центра или по телефону: +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.