Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Центре «Зотов»
Уникальный выставочный проект, подготовленный Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства. Журнал, основанный в Париже в 1979 году под руководством Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стал платформой для публикации работ ведущих художников советского андеграунда, среди которых:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
На страницах «А-Я» впервые были представлены не только произведения современных авторов, но и манифесты авангардистов 1910–1920-х годов, а также их ранее недоступные работы. Журнал сыграл ключевую роль в знакомстве западной аудитории с советским нонконформистским искусством и помог художникам определить своё место в истории авангарда.
Почему журнал «А-Я» стал историческим феноменом?
С середины 1930-х произведения авангардистов были исключены из музейных экспозиций, альбомов и библиотек в рамках борьбы с «формализмом». Лишь через 20 лет тема авангарда вновь возникла в дискурсе, но оставалась слабо изученной. Журнал «А-Я» стал первым изданием, где наследие русского авангарда было представлено в трёх ключевых аспектах:
- Публикация архивных материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте актуального искусства.
Именно здесь впервые были опубликованы тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и других мастеров. Журнал стал катализатором переоткрытия теоретических и художественных концепций раннего авангарда, опередив советские издания на десятилетия.
Что ждёт посетителей выставки?
Экспозиция построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и включает более 350 экспонатов, среди которых:
- Работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова;
- Произведения Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова;
- Архивные документы и подлинные публикации из журнала.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальную концепцию выставочного пространства: в центре зала установлен белоснежный «журнальный» куб, символизирующий переход издания из плоскости страниц в реальное пространство. Внутри куба посетители смогут:
- Ознакомиться с разделом «Наследие» на примере восьми номеров журнала (семи художественных и одного литературного);
- Изучить тематические блоки выставки:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь» и другие.
Во внешнем периметре зала представлена история создания журнала, его влияние на мировую и отечественную арт-сцену, а также причины прекращения выпуска.
Как посетить выставку?
Выставка пройдёт в Центре «Зотов» (Москва) с 26 сентября 2025 года. Вход по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе центра или по телефону: +7 495....
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.