Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»»
Уникальный выставочный проект Центра «Зотов» и Музея AZ посвящён легендарному журналу «А-Я» — ключевому изданию неофициального русского искусства, выходившему в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова. Именно на его страницах впервые были опубликованы работы:
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Олега Васильева и других представителей советского андеграунда.
Журнал стал не только «мостом» между западной аудиторией и запрещённым в СССР искусством, но и платформой для переосмысления авангарда. Здесь публиковались:
- манифесты и архивные материалы Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина;
- просветительские статьи о русском авангарде 1910–1920-х годов;
- произведения художников, чьи имена были стёрты из официальной истории искусства.
Почему «А-Я» — исторический феномен?
С середины 1930-х авангард в СССР был под запретом: картины изымали из музеев, книги — из библиотек, а само направление объявили «формализмом, чуждым социалистическому реализму». Лишь в конце 1950-х началось его скромное возрождение — но знания об авангарде оставались фрагментарными.
Журнал «А-Я» стал первым системным исследованием этого явления, представив его в трёх измерениях:
- Публикация архивов первого авангарда (раздел «Наследие»);
- Диалог современных художников (Булатова, Кабакова, Пивоварова) с классиками;
- Теоретические размышления об авангарде как явлении XX века.
Фактически, «А-Я» переоткрыл многие концепции русского авангарда задолго до того, как о них заговорили в советской прессе.
Что ждёт посетителей выставки?
Экспозиция построена как диалог между «первым» (1910–1920-е) и «вторым» (1970–1980-е) авангардом и включает:
- более 350 экспонатов — от работ Малевича, Лисицкого, Филонова до произведений Шелковского, Булатова, Кабакова;
- архивные документы и подлинные издания журнала;
- уникальную архитектурную концепцию: Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали «бумажный музей» — белоснежный куб, символизирующий журнальные страницы.
Внутри куба зрители погрузятся в 8 темтических разделов, отражающих ключевые темы искусства двух эпох:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь» и др.
Во внешнем пространстве выставки представлена история создания журнала, его роль в мировой культуре и причины закрытия.
Практическая информация
Дата: 26 сентября 2025 года.
Место: Центр «Зотов», Москва.
Вход: по билетам. Льготные категории — уточняйте в кассе или по телефону.
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.