Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»
Уникальный выставочный проект, организованный Центром «Зотов» и Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала неофициального русского искусства «А-Я». Издание выходило в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова и стало первой площадкой для публикаций работ:
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Олега Васильева и других мастеров.
Помимо статей о современном искусстве, на страницах журнала публиковались манифесты, просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов, а также их произведения. «А-Я» не только знакомил западную аудиторию с советским андеграундом, но и помогал художникам определить своё место в истории искусства, «выстроенной по магистральной линии авангарда».
Возвращение забытого наследия
С середины 1930-х годов работы авангардистов исчезли из музеев, альбомов и библиотек. Борьба с «формализмом», чуждым социалистическому обществу, привела к забвению целых художественных направлений. Лишь через 20 лет авангард вновь стал предметом обсуждения, но его история оставалась малоизвестной. С конца 1950-х началось кулуарное изучение течений начала XX века.
Журнал «А-Я» стал уникальным историческим документом, представив наследие русского авангарда в трёх ракурсах:
- Публикация материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие»;
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в современном искусстве.
Здесь впервые были опубликованы тексты Малевича, Филонова, Матюшина и Шаламова, что способствовало переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали о нём писать.
Экспозиция: диалог эпох
Выставка построена вокруг взаимодействия «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, среди которых:
- Работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова;
- Произведения Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова;
- Архивные документы и подлинные публикации из журнала.
«Бумажный музей» (по аналогии с «бумажной архитектурой») вышел за пределы журнальных страниц, предлагая зрителям пройти сквозь номера «А-Я» и увидеть оригиналы произведений.
Архитектура и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали концепцию выставочного пространства: в круглый зал вписан белоснежный «журнальный» куб. Внутри него посетители познакомятся с разделом «Наследие» на страницах восьми номеров (семи художественных и одного литературного).
Темы выставки отражены в разделах:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь» и другие.
Во внешнем периметре зала представлена история создания журнала, его роль в мировой и отечественной арт-сцене, а также причины прекращения выпуска.
Посещение выставки
Вход осуществляется по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе Центра «Зотов» или по телефону: +7 495.
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.