Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Москве
Уникальная выставка Центра «Зотов» и Музея AZ приглашает погрузиться в историю русского авангарда через призму легендарного журнала «А-Я». Проект основан на глубоком анализе раздела «Наследие» — ключевой части издания, которое выходило в Париже с 1979 по 1986 год под руководством Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
«А-Я» стал первым журналом, представившим западной аудитории работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
На его страницах публиковались не только статьи о современном неофициальном искусстве, но и манифесты авангардистов 1910–1920-х годов, их произведения, а также просветительские материалы. Журнал сыграл ключевую роль в переосмыслении места советского андеграунда в мировой истории искусства, помогая художникам определить свою роль в контексте авангардных традиций.
От забвения к возрождению: история русского авангарда
С середины 1930-х произведения авангардистов — сегодня признанных классиков — были изъяты из музеев, альбомов и библиотек. Борьба с «формализмом» привела к тому, что о них перестали говорить на долгие десятилетия. Лишь в конце 1950-х началось постепенное, но зачастую непубличное изучение этого направления.
Журнал «А-Я» стал уникальным историческим документом, представив наследие русского авангарда в трёх ключевых аспектах:
- Публикация архивных материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Именно здесь впервые были напечатаны тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и даже Варлама Шаламова. В то время как советские издания только начинали касаться этой темы, «А-Я» уже переоткрывал забытые концепции раннего авангарда.
Экспозиция: диалог эпох и имён
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда, развернувшегося на страницах журнала. В экспозиции представлено более 350 экспонатов, включая работы:
- Казимира Малевича,
- Эль Лисицкого,
- Павла Филонова,
- Игоря Шелковского,
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Франциско Инфанте,
- Олега Целкова,
- Ивана Чуйкова и других.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем», теперь вышел за пределы печатной страницы. Посетители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы, опубликованные в нём.
Архитектура и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальное пространство: в круглый выставочный зал вписан белоснежный «журнальный» куб. Внутри него зрители отправятся в путешествие по разделу «Наследие» через восемь номеров журнала — семь художественных и один литературный.
Темы выставки отражают ключевые вопросы, волновавшие художников как в 1910–1920-е, так и в 1970–1980-е годы:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»,
- «Окно расширенного смотрения»,
- «Сам себя издат»,
- «Право слова».
За пределами куба расположена зона, посвящённая истории создания журнала, его роли в мировой и отечественной арт-сцене, а также причинам прекращения выпуска.
Как посетить выставку
Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я» пройдёт в Центре «Зотов» (Москва) 24 сентября 2025 года. Вход по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе центра или по телефону.
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.