Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»
Уникальный выставочный проект, подготовленный Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, посвящён легендарному журналу «А-Я» — ключевому изданию неофициального русского искусства, которое выходило в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я» впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в истории авангарда. Здесь публиковались не только статьи о современном искусстве, но и манифесты, просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов, а также их ранее недоступные произведения.
«А-Я» как исторический феномен
С середины 1930-х работы авангардистов — сегодня признанных классиков — были изъяты из музеев, альбомов и библиотек. Борьба с «формализмом» стирала память о них из культурного поля. Лишь в конце 1950-х началось возрождение интереса к авангарду, но в основном в узких кругах.
Журнал «А-Я» стал уникальным историческим документом, представив наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация архивных материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
На его страницах впервые увидели свет тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и даже Варлама Шаламова. Журнал способствовал переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советская пресса только начинала о нём писать.
Экспозиция: диалог эпох
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, среди которых:
- произведения Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова;
- работы современных мастеров: Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова;
- архивные документы и подлинные публикации из журнала.
«Бумажный музей» — так иногда называют «А-Я» — выходит за пределы журнальных страниц, позволяя зрителям пройти сквозь номера издания, увидеть оригиналы произведений и погрузиться в атмосферу той эпохи.
Архитектура и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали для экспозиции белоснежный «журнальный» куб, вписанный в круглый выставочный зал. Внутри него посетители смогут ознакомиться с разделом «Наследие» на страницах восьми номеров журнала: семи художественных и одного литературного.
Тematicские блоки выставки:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»,
- «Окно расширенного смотрения»,
- «Сам себя издат»,
- «Право слова».
Они последовательно проводят зрителей через темы, волновавшие художников как в 1910–1920-е, так и в 1970–1980-е годы. За пределами куба расположена зона, посвящённая истории создания журнала, его роли в мировой и отечественной арт-сцене, а также причинам прекращения выпуска.
Посещение выставки
Вход на выставку — по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе Центра «Зотов» или по телефону: +7 495....
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.