Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»
Уникальный выставочный проект, организованный Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я»** — ключевого издания неофициального русского искусства, выходившего в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я»** впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западным зрителем, но и платформой для осмысления места современных художников в истории авангарда. Помимо аналитических статей, на его страницах публиковались:
- манифесты и просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов,
- репродукции их произведений,
- архивные документы, долгое время находившиеся под запретом.
Исторический контекст: почему журнал «А-Я» стал явлением?
С середины 1930-х произведения художников-авангардистов — сегодня признанных классиков — были изъяты из музеев, альбомов и библиотек в рамках борьбы с «формализмом». Лишь спустя 20 лет тема авангарда вновь стала обсуждаться, но фрагментарно и полулегально.
Журнал «А-Я»** стал уникальным историческим документом, представив наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие» (включая ранее неизвестные тексты Малевича, Филонова, Матюшина и Шаламова).
- «Диалог» современных художников (второго авангарда) с историческими фигурами.
- Размышления об авангарде как явлении современного искусства.
В то время как советские издания только начинали осваивать эту тему, «А-Я»** уже переоткрывал забытые теоретические и художественные концепции раннего авангарда.
Экспозиция: от «бумажного музея» к реальному пространству
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, среди которых:
- работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова,
- произведения Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова,
- архивные документы и подлинные публикации из журнала.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали концепцию выставочного пространства: в центре зала установлен белоснежный «журнальный» куб, символизирующий переход издания из плоскости страниц в трёхмерную реальность. Внутри куба посетители смогут:
- пройти по разделам восьми номеров журнала (семь художественных и один литературный),
- ознакомиться с тематическими блоками выставки:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь» и другие.
За пределами куба расположена зона, посвящённая истории создания журнала, его роли в мировой и отечественной арт-сцене, а также причинам прекращения выпуска.
Практическая информация
Дата и время: 21 сентября 2025 года, начало в 14:00.
Место проведения: Центр «Зотов», Москва.
Категория: Выставки.
Вход: по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе центра или по телефону +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.