Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»
Уникальный выставочный проект, организованный Центром «Зотов» и Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства, выходившего в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я» впервые были опубликованы работы таких выдающихся мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в истории авангарда. Помимо статей о русском искусстве, на его страницах публиковались:
- манифесты и просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов,
- произведения Казимира Малевича, Павла Филонова, Эль Лисицкого и других классиков,
- архивные документы и теоретические тексты, долгое время находившиеся под запретом.
«А-Я»: бумажный музей, ставший реальностью
С середины 1930-х произведения авангардистов исчезли из музейных экспозиций, альбомов и библиотек — борьба с «формализмом» стирала их из культурной памяти. Лишь спустя 20 лет тема авангарда начала постепенно возвращаться в дискурс, но оставалась малоизученной. Журнал «А-Я» стал уникальным историческим документом, представившим наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие».
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом.
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Здесь впервые были напечатаны тексты Малевича, Филонова, Матюшина и даже Варлама Шаламова, что способствовало переоткрытию забытых теоретических и художественных концепций в то время, когда советские издания только начинали о них писать.
Экспозиция: диалог сквозь десятилетия
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, среди которых:
- работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова,
- произведения Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова,
- архивные документы и подлинные публикации из журнала.
«Бумажный музей» (по аналогии с «бумажной архитектурой») вышел за пределы журнальных страниц: посетители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть оригинальные произведения и погрузиться в атмосферу эпохи.
Архитектура и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальное пространство: в круглом выставочном зале размещён белоснежный «журнальный» куб. Внутри него зрителей ждёт экскурс по разделу «Наследие» на страницах восьми номеров (семи художественных и одного литературного).
Темы выставки отражают ключевые вопросы, волновавшие художников как в 1910–1920-х, так и в 1970–1980-х:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь» и другие.
Во внешнем периметре за пределами куба представлена история создания журнала, его роль в мировой и отечественной арт-сцене, а также причины прекращения выпуска.
Как посетить выставку
Вход осуществляется по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе Центра «Зотов» или по телефону: +7 495....
Даты проведения: с 21 сентября 2025 года.
Место: Москва, Центр «Зотов».
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.