Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»»
Уникальный выставочный проект, организованный Центром «Зотов» и Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я»** — ключевого издания неофициального русского искусства, выходившего в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я»** впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в контексте авангардных традиций. Помимо аналитических статей, на его страницах публиковались:
- манифесты и исследования об авангардистах 1910–1920-х годов,
- репродукции их произведений,
- просветительские материалы, восстанавливающие историческую справедливость.
«А-Я»: бумажный музей, изменивший историю искусства
С середины 1930-х годов произведения авангардистов — сегодня признанных классиков — были изъяты из музейных экспозиций, альбомов и библиотек. Борьба с «формализмом»**, чуждым социалистической идеологии, привела к забвению целых художественных направлений. Лишь спустя 20 лет, в конце 1950-х, началось их скромное и зачастую непубличное изучение.
Журнал «А-Я»** стал уникальным историческим документом, представившим наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация архивных материалов первого авангарда в разделе «Наследие»**;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Анализ авангардных тенденций в искусстве 1970–1980-х годов.
Здесь впервые были напечатаны тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и даже Варлама Шаламова. Журнал способствовал переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда, опередив советские издания, только начинавшие обсуждать эту тему.
Экспозиция: от журнальной страницы к выставочному пространству
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, среди которых:
- произведения Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова,
- работы современных мастеров: Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем»**, теперь выходит за пределы печатной страницы. Посетители смогут:
- пройти сквозь номера «А-Я»**,
- увидеть подлинные произведения и архивные документы,
- погрузиться в атмосферу эпохи.
Архитектурное решение и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальное пространственное решение: в круглый выставочный зал вписан белоснежный «журнальный» куб. Внутри него зрителей ждёт экскурс по разделу «Наследие»** на страницах восьми номеров журнала (семь художественных и один литературный).
Темы выставки отражают ключевые вопросы, волновавшие художников в 1910–1920-х и 1970–1980-х годах:
- «Комплекс Малевича»**,
- «Филоновская мифологема»**,
- «Случайная встреча»**,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»** и другие.
За пределами куба расположена зона, посвящённая:
- истории создания журнала,
- его роли в мировой и отечественной арт-сцене,
- причинам прекращения издания.
Как посетить выставку
Выставка пройдёт в Центре «Зотов»** (Москва) 20 сентября 2025 года. Вход по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе центра или по телефону: +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.