Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»
Центр «Зотов» и Музей AZ представляют уникальный выставочный проект, основанный на глубоком анализе раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я»** — ключевого издания неофициального русского искусства, которое выходило в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я»** впервые были опубликованы работы таких мастеров, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров и Олег Васильев. Журнал стал мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, а также помог художникам определить своё место в истории авангардного искусства.
Открытие забытого наследия
С середины 1930-х годов произведения авангардистов — сегодня признанных классиков — были изъяты из музеев, альбомов и библиотек. Борьба с «формализмом» привела к забвению целых художественных направлений. Лишь спустя 20 лет интерес к авангарду начал возрождаться, но знания о нём оставались фрагментарными.
«А-Я»** стал уникальным историческим документом, представив наследие русского авангарда в трёх ключевых аспектах:
- публикация архивных материалов первого авангарда (1910–1920-е) в разделе «Наследие»**;
- «диалог» современных художников с классиками авангарда;
- размышления о роли авангарда в современном искусстве.
Здесь впервые были напечатаны тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова, что способствовало переосмыслению теоретических и художественных концепций раннего авангарда.
Экспозиция: от «бумажного музея» к реальному пространству
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, включая работы:
- Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова;
- Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова;
- Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем»**, теперь выходит за пределы печатных страниц: посетители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы, опубликованные в нём.
Архитектурное решение и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальное пространство: в круглом выставочном зале размещён белоснежный «журнальный» куб. Внутри него зрители погрузятся в раздел «Наследие»** через восемь номеров журнала — семь художественных и один литературный.
Темы выставки отражают ключевые вопросы, волновавшие художников в 1910–1920-е и 1970–1980-е годы:
- «Комплекс Малевича»**;
- «Филоновская мифологема»**;
- «Случайная встреча»**;
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»**.
Во внешнем периметре за кубом представлена история создания журнала, его влияние на мировую и отечественную арт-сцену, а также причины прекращения выпуска.
Посещение выставки
Дата: 20 сентября 2025 года.
Место: Центр «Зотов», Москва.
Вход: по билетам. Уточнить льготные категории можно в кассе центра или по телефону +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.