Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Центре «Зотов»
Уникальная выставка, организованная Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, посвящена исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я»** — ключевого издания неофициального русского искусства, выходившего в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я»** впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в истории авангарда. Здесь публиковались:
- манифесты и статьи об авангардистах 1910–1920-х годов,
- произведения Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и других,
- теоретические размышления о современном искусстве.
Исторический контекст: почему журнал «А-Я» стал явлением
С середины 1930-х произведения авангардистов исчезли из музеев, альбомов и библиотек — борьба с «формализмом»** стирала их из культурной памяти. Лишь в конце 1950-х началось скрытое от широкой публики изучение авангарда. В этом контексте «А-Я»** стал уникальным историческим документом, представившим наследие русского авангарда в трёх ракурсах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие»**;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в современном искусстве.
Журнал способствовал переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда, опережая советские издания, которые только начинали освещать эту тему.
Экспозиция: от «бумажного музея» к реальному пространству
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, среди которых:
- работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова,
- произведения Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова,
- архивные документы и подлинные публикации из журнала.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали в выставочном зале белоснежный «журнальный» куб, символизирующий переход издания из плоскости страниц в реальное пространство. Внутри куба посетители погрузятся в раздел «Наследие»** через восемь номеров журнала (семь художественных и один литературный).
Темы выставки отражают ключевые вопросы, волновавшие художников в 1910–1920-х и 1970–1980-х годах:
- «Комплекс Малевича»**,
- «Филоновская мифологема»**,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»** и другие.
За пределами куба расположена экспозиция, посвящённая истории создания журнала, его роли в мировой и отечественной арт-сцене, а также причинам прекращения выпуска.
Как посетить выставку
Выставка пройдёт в Центре «Зотов»** (Москва) 20 сентября 2025 года. Вход по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе центра или по телефону: +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.