Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Центре «Зотов»
Уникальная выставка, организованная Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, посвящена исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я»** — ключевого издания неофициального русского искусства, выходившего в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я»** впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в истории авангарда. Помимо статей о русском искусстве XX века, здесь публиковались:
- манифесты и просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов,
- репродукции их произведений,
- архивные документы, долгое время остававшиеся под запретом.
«А-Я» как исторический феномен
С середины 1930-х произведения авангардистов — сегодня признанных классиков — исчезли из музеев, альбомов и библиотек. Борьба с «формализмом» стирала из культурной памяти целые направления. Лишь в конце 1950-х началось их постепенное, но зачастую непубличное изучение.
Журнал «А-Я»** стал уникальным историческим документом, представив наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Здесь впервые были напечатаны тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова, что способствовало переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали к ним возвращаться.
Экспозиция: диалог эпох
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда, развернувшегося на страницах журнала. В экспозиции — более 350 экспонатов, включая работы:
- Казимира Малевича,
- Эль Лисицкого,
- Павла Филонова,
- Игоря Шелковского,
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Франциско Инфанте,
- Олега Целкова,
- Ивана Чуйкова и других.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем»**, теперь выходит за пределы страниц: посетители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы, опубликованные в нём.
Архитектурное решение и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали для выставки уникальное пространство: в круглый выставочный зал вписан белоснежный «журнальный» куб. Внутри него зрители погрузятся в раздел «Наследие»** через восемь номеров журнала — семь художественных и один литературный.
Темы выставки отражены в разделах:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»,
- «Окно расширенного смотрения»,
- «Сам себя издат»,
- «Право слова».
Они последовательно проводят посетителей через проблемы, волновавшие художников как в 1910–1920-е, так и в 1970–1980-е годы. За пределами куба расположена зона, посвящённая истории создания журнала, его роли в мировой и отечественной арт-сцене, а также причинам прекращения выпуска.
Как посетить выставку
Вход на выставку — по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе Центра «Зотов»** или по телефону: +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.