Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»
Уникальный выставочный проект, организованный Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я»** — ключевого издания неофициального русского искусства, выходившего в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я»** впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в истории авангарда. Здесь публиковались не только статьи о русском искусстве 1970–1980-х, но и манифесты, просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х, а также их ранее недоступные произведения.
«А-Я»: бумажный музей русского авангарда
С середины 1930-х работы авангардистов — сегодня признанных классиков — были изъяты из музеев, альбомов и библиотек в рамках борьбы с «формализмом». Лишь через 20 лет тема авангарда вновь стала обсуждаться, но знания о нём оставались фрагментарными. Журнал «А-Я»** сыграл ключевую роль в восстановлении исторической справедливости, представив наследие русского авангарда в трёх ракурсах:
- Публикация архивных материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте искусства 1970–1980-х.
На страницах журнала впервые увидели свет тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова, способствуя переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда.
Экспозиция: диалог эпох
Выставка построена вокруг творческого диалога между художниками «первого»** (1910–1920-е) и «второго»** (1970–1980-е) авангарда. В экспозиции представлено более 350 экспонатов, включая работы:
- Казимира Малевича,
- Эль Лисицкого,
- Павла Филонова,
- Игоря Шелковского,
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Франциско Инфанте,
- Олега Целкова,
- Ивана Чуйкова и других.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем»**, теперь вышел в реальное пространство. Посетители смогут пройти сквозь номера «А-Я»**, увидеть подлинные произведения и архивные документы, опубликованные на его страницах.
Архитектура выставки
Авторы проекта — архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина — вписали в круглый выставочный зал белоснежный «журнальный» куб. Внутри него зрителей ждёт погружение в раздел «Наследие»** через восемь номеров журнала: семь художественных и один литературный.
Темы выставки отражают ключевые вопросы, волновавшие художников разных эпох:
- «Комплекс Малевича»**,
- «Филоновская мифологема»**,
- «Случайная встреча»**,
- «Опять ангела нарисовал…»**,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»**,
- «Окно расширенного смотрения»**,
- «Сам себя издат»**,
- «Право слова»**.
Во внешнем периметре за пределами куба представлена история создания журнала, его роль в мировой и отечественной арт-сцене, а также причины прекращения издания.
Посещение выставки
Вход осуществляется по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе Центра «Зотов»** или по телефону +7 495.
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.