Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Москве
Уникальная выставка, организованная Центром «Зотов» и Музеем AZ, посвящена исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я»** — ключевого издания неофициального русского искусства, выходившего в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я»** впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и других.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в истории авангарда. Помимо статей о современном искусстве, здесь публиковались:
- манифесты и просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов,
- произведения Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и других классиков,
- архивные документы, долгое время остававшиеся недоступными.
«А-Я» как исторический феномен
С середины 1930-х произведения авангардистов исчезли из музеев, альбомов и библиотек — борьба с «формализмом»** стирала их из культурной памяти. Лишь в конце 1950-х началось возрождение интереса к этому направлению, но в основном в узких кругах.
Журнал «А-Я»** стал уникальным историческим документом, представив наследие русского авангарда в трёх ключевых аспектах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие»**;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Здесь впервые были напечатаны тексты Малевича, Филонова, Матюшина и Варлама Шаламова, что способствовало переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали к ним возвращаться.
Экспозиция: от «бумажного музея» к реальному пространству
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, среди которых:
- работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова,
- произведения Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова,
- архивные документы Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем»**, теперь выходит за пределы страниц — зрители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и опубликованные в нём материалы.
Архитектурное решение и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальное пространство: в круглый выставочный зал вписан белоснежный «журнальный» куб. Внутри него посетителей ждёт экскурс по разделу «Наследие»** на страницах восьми номеров (семь художественных и один литературный).
Темы выставки отражают ключевые вопросы, волновавшие художников в 1910–1920-х и 1970–1980-х годах:
- «Комплекс Малевича»**,
- «Филоновская мифологема»**,
- «Случайная встреча»**,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»**,
- «Окно расширенного смотрения»**,
- «Сам себя издат»**,
- «Право слова»**.
За пределами куба расположена экспозиция, посвящённая:
- истории создания журнала,
- его роли в мировой и отечественной арт-сцене,
- причинам прекращения выпуска.
Как посетить выставку
Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»**» пройдёт в Центре «Зотов»** (Москва) 18 сентября 2025 года.
Вход по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе центра или по телефону: +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.