Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Центре «Зотов»
Уникальный выставочный проект, подготовленный Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства. С 1979 по 1986 год в Париже под руководством Игоря Шелковского и Александра Сидорова выходил этот журнал, ставший мостом между советским андеграундом и западной аудиторией.
Именно на страницах «А-Я» впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
Помимо статей о современном искусстве, журнал знакомил читателей с манифестами и произведениями авангардистов 1910–1920-х годов, включая Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова. «А-Я» не только представлял советское неофициальное искусство западному зрителю, но и помогал художникам осмыслить своё место в «истории искусства, построенной вдоль магистрали авангарда».
От забвения к переоткрытию: роль журнала «А-Я»
С середины 1930-х произведения авангардистов — сегодня признанных классиков — исчезли из музеев, альбомов и библиотек. Борьба с «формализмом», чуждым социалистической идеологии, привела к тому, что о русском авангарде на долгие десятилетия перестали говорить. Лишь в конце 1950-х началось его кулуарное изучение.
В этом контексте журнал «А-Я» стал уникальным историческим документом, представившим наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Именно здесь впервые были напечатаны тексты Малевича, Филонова, Матюшина и других. Журнал способствовал переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали к нему возвращаться.
Экспозиция: диалог эпох на 350 экспонатах
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда, развернувшегося на страницах «А-Я». В экспозиции представлено более 350 экспонатов, включая работы:
- Казимира Малевича,
- Эль Лисицкого,
- Павла Филонова,
- Игоря Шелковского,
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Франциско Инфанте,
- Олега Целкова,
- Ивана Чуйкова и других.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем», теперь вышел за пределы страниц — зрители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы, опубликованные в нём.
Архитектурное решение и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальное пространство: в круглый выставочный зал вписан белоснежный «журнальный» куб. Внутри него посетителей ждёт экскурс по разделу «Наследие» на страницах восьми номеров журнала (семь художественных и один литературный).
Темы выставки отражены в разделах:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»,
- «Окно расширенного смотрения»,
- «Сам себя издат»,
- «Право слова».
Эти разделы последовательно проводят зрителей через темы, волновавшие художников как в 1910–1920-х, так и в 1970–1980-х годах. За пределами куба расположена информация о истории создания журнала, его роли в мировой и отечественной арт-сцене, а также о причинах прекращения выпуска.
Посещение выставки
Вход на выставку — по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе Центра «Зотов» или по телефону: +7 495.
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.