Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»
Уникальная выставка, организованная Центром «Зотов» и Музеем AZ, посвящена исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства, выходившего в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я» впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в истории авангарда. Помимо статей о современном искусстве, на его страницах публиковались:
- манифесты и просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов,
- их произведения, долгое время находившиеся под запретом.
Исторический контекст и значение журнала
С середины 1930-х работы авангардистов — сегодня признанных классиков — исчезли из музеев, альбомов и библиотек. Борьба с «формализмом», чуждым социалистической идеологии, привела к забвению целых художественных направлений. Лишь спустя 20 лет тема авангарда вновь стала обсуждаться, но знания о нём оставались фрагментарными.
Журнал «А-Я» стал уникальным историческим документом, представившим наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие».
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом.
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Здесь впервые были напечатаны тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова, что способствовало переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали к ним возвращаться.
Экспозиция: от «бумажного музея» к реальному пространству
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, среди которых:
- работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова,
- произведения Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова,
- архивные документы и подлинные публикации из журнала.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем», теперь вышел за пределы страниц — зрители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть оригиналы произведений и погрузиться в атмосферу эпохи.
Архитектурное решение и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальное пространство: в круглом выставочном зале размещён белоснежный «журнальный» куб. Внутри него посетителей ждёт экскурс по разделу «Наследие» на страницах восьми номеров (семи художественных и одного литературного).
Темы выставки отражают ключевые вопросы, волновавшие художников как в 1910–1920-х, так и в 1970–1980-х годах:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь» и другие.
За пределами куба расположена экспозиция, посвящённая истории создания журнала, его роли в мировой и отечественной арт-сцене, а также причинам прекращения выпуска.
Посещение выставки
Вход осуществляется по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе Центра «Зотов» или по телефону: +7 495....
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.