Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Центре «Зотов»
Уникальная выставка, организованная Центром «Зотов» и Музеем AZ, посвящена исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я»** — ключевого издания неофициального русского искусства, которое выходило в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я» впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в истории авангарда. Здесь публиковались не только статьи о современном искусстве, но и манифесты, просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов, а также их ранее недоступные произведения.
Исторический контекст: почему журнал «А-Я» стал явлением
С середины 1930-х работы авангардистов — сегодня признанных классиков — были изъяты из музеев, альбомов и библиотек. Борьба с «формализмом», чуждым социалистической идеологии, привела к тому, что о русском авангарде на долгие десятилетия перестали говорить. Лишь в конце 1950-х началось его постепенное, но зачастую непубличное изучение.
В этом контексте «А-Я» стал уникальным историческим документом, представившим наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация архивных материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
На страницах журнала впервые увидели свет тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и даже Варлама Шаламова. «А-Я» способствовал переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали к ним возвращаться.
Экспозиция: от «бумажного музея» к живой выставке
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, среди которых:
- произведения Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова;
- работы Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова;
- архивные документы и подлинные публикации из журнала.
«А-Я», который часто называют «бумажным музеем» (по аналогии с «бумажной архитектурой»), теперь выходит за пределы журнальных страниц. Посетители смогут пройти сквозь номера издания, увидеть оригинальные произведения и погрузиться в атмосферу той эпохи.
Архитектурное решение и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали для выставки уникальное пространство: в круглый выставочный зал вписан белоснежный «журнальный» куб. Внутри него зрителей ждёт экскурс по разделу «Наследие» на страницах восьми номеров (семи художественных и одного литературного).
Темы выставки отражены в разделах:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»,
- «Окно расширенного смотрения»,
- «Сам себя издат»,
- «Право слова».
Эти разделы последовательно проводят посетителей через темы, волновавшие художников как в 1910–1920-е, так и в 1970–1980-е годы. За пределами куба расположена экспозиция, посвящённая истории создания журнала, его роли в мировой и отечественной арт-сцене, а также причинам прекращения выпуска.
Как посетить выставку
Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»»** откроется 16 сентября 2025 года в Центре «Зотов» (Москва). Вход по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе центра или по телефону.
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.