Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Центре «Зотов»
Уникальная выставка, организованная Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, посвящена исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я»** — ключевого издания неофициального русского искусства, которое выходило в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я»** впервые были опубликованы работы таких выдающихся мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в истории авангарда. На его страницах публиковались:
- манифесты и статьи об авангардистах 1910–1920-х годов,
- произведения забытых мастеров,
- аналитические материалы о современном искусстве.
«А-Я»: бумажный музей, изменивший историю искусства
С середины 1930-х произведения авангардистов — сегодня признанных классиков — были изъяты из музеев, альбомов и библиотек в рамках борьбы с «формализмом». Лишь через 20 лет тема авангарда вновь возникла в дискурсе, но его наследие оставалось малоизученным. Журнал «А-Я»** стал первым шагом к переосмыслению этого направления, представив его в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация архивных материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие».
- Диалог современных художников с историческим авангардом.
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Здесь впервые были напечатаны тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и даже Варлама Шаламова. Журнал способствовал переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали к ним возвращаться.
Экспозиция: диалог двух эпох в одном пространстве
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, среди которых:
- работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова,
- произведения Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова,
- архивные документы и подлинные публикации из журнала.
«Бумажный музей» — так иногда называют «А-Я»** — выходит за пределы журнальных страниц, позволяя зрителям пройти сквозь номера издания, увидеть оригиналы произведений и погрузиться в атмосферу той эпохи.
Архитектурное решение и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальное пространство: в круглом выставочном зале размещён белоснежный «журнальный» куб. Внутри него посетители смогут:
- ознакомиться с разделом «Наследие»** на страницах восьми номеров (семи художественных и одного литературного),
- исследовать тематические блоки выставки:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»** и другие.
За пределами куба расположена экспозиция, посвящённая:
- истории создания журнала,
- его роли в мировой и отечественной арт-сцене,
- причинам прекращения выпуска.
Как посетить выставку
Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»**» откроется 16 сентября 2025 года в Центре «Зотов»** (Москва). Вход по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе центра или по телефону: +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.