Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Москве
Уникальный выставочный проект, организованный Центром «Зотов» и Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я»** — ключевого издания неофициального русского искусства, которое выходило в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я»** впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в истории авангарда. Помимо статей о русском искусстве 1970–1980-х, на его страницах публиковались:
- манифесты и исследования об авангардистах 1910–1920-х,
- архивные материалы и произведения Малевича, Филонова, Матюшина и других.
Почему журнал «А-Я» стал историческим феноменом?
С середины 1930-х произведения авангардистов были изъяты из музеев, альбомов и библиотек в рамках борьбы с «формализмом». Лишь через 20 лет тема авангарда вновь возникла в дискурсе, но оставалась малоизученной. Журнал «А-Я»** сыграл ключевую роль в её возрождении, представив наследие русского авангарда в трёх ракурсах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Здесь впервые были напечатаны тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и даже Варлама Шаламова. Журнал стал «бумажным музеем», переоткрывшим забытые концепции раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали к ним возвращаться.
Что ждёт посетителей выставки?
Экспозиция построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и включает более 350 экспонатов:
- работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова,
- произведения Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова,
- архивные документы и подлинные публикации из журнала.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальное пространство: в центре круглого зала размещён белоснежный «журнальный» куб, символизирующий переход издания из плоскости страниц в реальное пространство. Внутри куба посетители смогут:
- пройти по разделам 8 номеров журнала (7 художественных и 1 литературный),
- ознакомиться с тематическими блоками выставки, такими как:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь» и другие.
Во внешнем периметре зала представлена история создания журнала, его роль в мировой арт-сцене и причины прекращения выпуска. Выставка станет уникальной возможностью прикоснуться к эпохе, изменившей ход русского искусства.
Как посетить?
Выставка пройдёт в Центре «Зотов»** (Москва) 16 сентября 2025 года. Вход по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе центра или по телефону: +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.