Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Центре «Зотов»
Уникальный выставочный проект, организованный Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я»** — ключевого издания неофициального русского искусства, выходившего в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я»** впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в истории авангарда. Здесь публиковались не только статьи о современном искусстве, но и манифесты, просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов, а также их ранее недоступные произведения.
Исторический контекст: почему «А-Я» стал феноменом?
С середины 1930-х годов работы авангардистов — сегодня признанных классиков — были изъяты из музеев, альбомов и библиотек в рамках борьбы с «формализмом»**, чуждым социалистической идеологии. Лишь через 20 лет тема авангарда вновь возникла в дискурсе, но её понимание оставалось фрагментарным. Только с конца 1950-х началось систематическое, хотя и во многом непубличное, изучение художественных течений начала XX века.
В этом контексте «А-Я»** стал уникальным историческим документом, представившим наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие»**;
- «Диалог»** современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в современном искусстве.
На страницах журнала впервые увидели свет тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и даже Варлама Шаламова. Таким образом, «А-Я»** способствовал переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали к ним обращаться.
Экспозиция: от «бумажного музея» к живой выставке
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда, развернувшегося на страницах журнала. В экспозиции представлено более 350 экспонатов, включая работы:
- Казимира Малевича,
- Эль Лисицкого,
- Павла Филонова,
- Игоря Шелковского,
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Франциско Инфанте,
- Олега Целкова,
- Ивана Чуйкова и других.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем»** (по аналогии с «бумажной архитектурой»**), теперь вышел за пределы страниц — посетители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы, опубликованные в нём.
Архитектурное решение и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальное пространственное решение: в круглый план выставочного зала вписан белоснежный «журнальный» куб. Внутри него зрителей ждёт погружение в раздел «Наследие»** на страницах восьми номеров журнала (семь художественных и один литературный).
Тematicheские разделы выставки:
- «Комплекс Малевича»**,
- «Филоновская мифологема»**,
- «Случайная встреча»**,
- «Опять ангела нарисовал…»**,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»**,
- «Окно расширенного смотрения»**,
- «Сам себя издат»**,
- «Право слова»**.
Они последовательно проводят посетителей через темы, волновавшие художников как в 1910–1920-е, так и в 1970–1980-е годы. За пределами куба, во внешнем периметре, представлена история создания журнала, его роль в мировой и отечественной арт-сцене, а также причины прекращения издания.
Как посетить выставку?
Выставка пройдёт в Центре «Зотов»** (Москва) 14 сентября 2025 года. Вход по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе центра или по телефону: +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.