Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Центре «Зотов»
Уникальный выставочный проект, организованный Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я»** — ключевого издания неофициального русского искусства, выходившего в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я»** впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в истории авангарда. Помимо аналитических статей о русском искусстве XX века, здесь публиковались:
- манифесты и исследования об авангардистах 1910–1920-х годов,
- архивные материалы и произведения Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и других.
«А-Я»: бумажный музей, изменивший историю искусства
С середины 1930-х произведения авангардистов были изъяты из музеев, альбомов и библиотек в рамках борьбы с «формализмом». Лишь через 20 лет тема авангарда вновь стала обсуждаться — но в узких кругах и с большими пробелами в знаниях. Журнал «А-Я»** стал первым системным источником, представившим наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте искусства 1970–1980-х.
Здесь впервые были напечатаны тексты Малевича, Филонова, Матюшина и Варлама Шаламова, что способствовало переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали к ним возвращаться.
Экспозиция: диалог эпох в пространстве
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, среди которых:
- работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова,
- произведения Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова,
- архивные документы и подлинные публикации из журнала.
Проект, который часто называют «бумажным музеем»**, выходит за пределы журнальных страниц: посетители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть оригиналы произведений и погрузиться в атмосферу эпохи.
Архитектурное решение и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальное пространство: в круглом выставочном зале размещён белоснежный «журнальный» куб, внутри которого представлен раздел «Наследие»** из восьми номеров журнала (семь художественных и один литературный).
Темы выставки отражены в разделах:
- «Комплекс Малевича»**,
- «Филоновская мифологема»**,
- «Случайная встреча»**,
- «Опять ангела нарисовал…»**,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»** и другие.
Во внешнем периметре за кубом зрители узнают об истории создания журнала, его роли в мировой арт-сцене и причинах закрытия. Выставка станет уникальной возможностью увидеть, как две эпохи авангарда перекликаются через десятилетия.
Билеты и посещение
Вход на выставку — по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе Центра «Зотов» или по телефону: +7 495....
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.