Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»
Уникальный выставочный проект, организованный Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я»** — ключевого издания неофициального русского искусства, выходившего в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я»** впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в контексте авангардных традиций. Помимо статей о современном искусстве, здесь публиковались манифесты, просветительские материалы и произведения авангардистов 1910–1920-х годов — Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и других.
Исторический контекст: почему «А-Я» стал явлением?
С середины 1930-х произведения авангардистов были изъяты из музеев, альбомов и библиотек в рамках борьбы с «формализмом». Лишь через 20 лет тема авангарда вновь возникла в дискурсе, но оставалась малоизученной и полулегендарной. Журнал «А-Я»** стал первым изданием, где наследие русского авангарда было представлено в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация архивных материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Здесь впервые увидели свет неизданные тексты Малевича, Филонова, Матюшина и Варлама Шаламова, что способствовало переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали к ним возвращаться.
Экспозиция: от «бумажного музея» к реальному пространству
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и включает более 350 экспонатов:
- произведения Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова;
- работы современных мастеров: Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова;
- архивные документы и подлинные публикации из журнала.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальную концепцию пространства: в центре круглого зала размещён белоснежный «журнальный» куб, символизирующий переход от «бумажного музея»** к реальной выставке. Внутри куба посетители смогут:
- пройти по разделам «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Пора искусству вторгнуться в жизнь»** и другим;
- ознакомиться с восьмью номерами журнала (семь художественных и один литературный);
- увидеть подлинные произведения и архивные материалы.
Во внешнем периметре зала представлена история создания журнала, его роль в мировой и отечественной арт-сцене, а также причины прекращения выпуска.
Практическая информация
Дата: 14 сентября 2025 года.
Место: Центр «Зотов», Москва.
Вход: по билетам. Льготные категории уточняйте в кассе или по телефону +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.