Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»
Уникальная выставка, организованная Центром «Зотов» и Музеем AZ, посвящена исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства. Журнал выходил в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова и стал первой платформой для публикаций работ таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и других.
Помимо статей о современном искусстве, на страницах «А-Я» публиковались манифесты авангардистов 1910–1920-х годов, их произведения и просветительские материалы. Журнал не только познакомил западную аудиторию с советским андеграундом, но и помог художникам определить своё место в истории искусства, следуя традициям авангарда.
Возрождение забытого наследия
С середины 1930-х произведения авангардистов исчезли из музеев, альбомов и библиотек — борьба с «формализмом» сделала их искусство недоступным. Лишь через 20 лет тема авангарда вновь стала обсуждаться, но знания о нём оставались фрагментарными. С конца 1950-х началось закрытое изучение художественных течений начала XX века, и журнал «А-Я» стал уникальным историческим документом, представившим наследие русского авангарда в трёх ракурсах:
- Публикация материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие»;
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Именно здесь впервые были опубликованы тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и других. Журнал способствовал переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда, опережая советские издания.
Экспозиция: от «бумажного музея» к реальному пространству
Выставка построена на диалоге «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, включая работы:
- Казимира Малевича,
- Эль Лисицкого,
- Павла Филонова,
- Игоря Шелковского,
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Франциско Инфанте и других.
Журнал, который называли «бумажным музеем», теперь вышел за пределы страниц — зрители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы. Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальную концепцию выставочного пространства: в центре зала установлен белоснежный «журнальный» куб, внутри которого представлен раздел «Наследие» из восьми номеров (семь художественных и один литературный).
Тематические разделы выставки:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»,
- «Окно расширенного смотрения»,
- «Сам себя издат»,
- «Право слова».
Они последовательно раскрывают темы, волновавшие художников как в 1910–1920-х, так и в 1970–1980-х годах. За пределами куба посетители узнают об истории создания журнала, его роли в мировой и отечественной арт-сцене, а также о причинах прекращения выпуска.
Вход на выставку по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе Центра «Зотов» или по телефону +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.