Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Центре «Зотов»
Уникальная выставка, организованная Центром «Зотов» и Музеем AZ, посвящена исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства. Журнал, выходивший в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стал первой площадкой для публикаций произведений:
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Олега Васильева и других мастеров советского андеграунда.
На страницах «А-Я» публиковались не только работы современных художников, но и манифесты авангардистов 1910–1920-х годов, их теоретические тексты и произведения. Журнал сыграл ключевую роль в переоткрытии русского авангарда, знакомя западную аудиторию с запрещённым в СССР искусством и помогая авторам определить своё место в истории.
От запрета к возрождению: история русского авангарда
С середины 1930-х годов работы авангардистов — сегодня признанных классиков — исчезли из музеев, альбомов и библиотек. Борьба с «формализмом» стирала из памяти общества художественные эксперименты начала XX века. Лишь в конце 1950-х началось их кулуарное изучение, но знания оставались фрагментарными.
Журнал «А-Я» стал уникальным историческим документом, представив наследие авангарда в трёх ракурсах:
- Публикация материалов первого русского авангарда (раздел «Наследие»);
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте искусства 1970–1980-х.
Именно здесь впервые были напечатаны тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и других. Журнал опередил советские издания, вернув в культурный дискурс забытые концепции.
Экспозиция: от «бумажного музея» к реальному пространству
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, среди которых:
- произведения Малевича, Эль Лисицкого, Филонова;
- работы Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова;
- архивные документы и подлинные публикации из журнала.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина оформили выставочное пространство как «белоснежный журнальный куб», символизирующий переход издания из плоскости страниц в трёхмерную реальность. Внутри куба посетители погрузятся в раздел «Наследие» через восемь номеров журнала (семь художественных и один литературный).
Темы выставки отражают ключевые вопросы, волновавшие художников в разные эпохи:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь» и другие.
Во внешнем периметре зала представлена история создания «А-Я», его роль в мировой арт-сцене и причины закрытия. Выставка — шанс увидеть, как журнал, названный «бумажным музеем», превращается в живое пространство для диалога поколений.
Практическая информация
Дата: 13 сентября 2025 года.
Место: Центр «Зотов», Москва.
Вход: по билетам. Льготные категории уточняйте в кассе или по телефону +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.