Клавесин является одним из символов эпохи барокко. Его значение в музыкальной жизни того времени было настолько велико, что трудно представить какой-либо струнный или духовой инструмент без его аккомпанемента. Клавесин был неотъемлемой частью ансамблей в составе basso continuo, а также имел обширный репертуар для сольного исполнения.
Программа концерта включает уникальные произведения различных композиторов, каждое из которых обладает своей неповторимой индивидуальностью.
Джироламо Фрескобальди считается основателем итальянской клавесинной школы. При его жизни были опубликованы два монументальных сборника токкат, отличающихся виртуозностью и глубокой концептуальностью. Одна из токкат начинается фразой «Non senza fatiga si giunge al fine» — «Не без труда ты дойдешь до конца», что подчеркивает высокие требования к технике исполнителя.
Уильям Бёрд, английский композитор и клавесинист, известен своими паванами — торжественными и медленными танцами, под которые проводились церемониальные шествия. В противовес паванам, гальярды представляли собой энергичные и стремительные народные танцы.
Нидерландский композитор Ян Питерсзон Свелинк создал сочинение «Ballo del Granduca», которое является вариациями на тему «Бал великого герцога» из комедии Эмилио де Кавальери. Французскую клавесинную школу представляет Жак Шампион де Шамбоньер.
Творчество Баха можно рассматривать как своеобразное обобщение опыта композиторов разных стран добаховской эпохи. Его семь токкат относятся к раннему периоду творчества. Токката ми минор выполнена в северонемецком стиле, который включает чередование свободных импровизационных разделов и самостоятельных фугированных эпизодов.
Исполнитель:
- Ольга Белецкая (клавесин, г. Москва)
В программе:
Джироламо Фрескобальди (1583–1643)
- Toccata ottava из сборника Toccate e partite d’intavolatura, Libro I
Уильям Бёрд (1543(44)–1623)
- Павана и гальярда в тоне ля
Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621)
- Ballo del Granduca
Жак Шампион де Шамбоньер (ок. 1602–1672)
- Пьесы из сюит
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
- Токката ми минор, BWV 914