29 мая на Исторической сцене Государственного академического Большого театра (ГАБТ) состоится премьера обновленной версии балета «Конек-горбунок» Родиона Щедрина, основанного на одноименной сказке Петра Ершова. Музыкальным руководителем постановки выступил Валерий Гергиев.
Хореограф спектакля Максим Петров рассказал, что повествование балета основано на сказке Ершова с некоторыми изменениями. Например, персонажи Царь-девицы и Жар-птицы были объединены в одного. Также был введен новый герой — ключница, главная помощница царя. Петров отметил, что Конек-горбунок в их интерпретации выступает проводником Ивана в сказочный мир.
Георгий Гусев, исполнивший роль Конька-горбунка, подчеркнул, что образ его героя был разработан постепенно. С хореографической точки зрения Конек-горбунок воплощает простоту, вариативность и свободу действий. Гусев уточнил, что они с хореографом стремились отразить характер и физические качества героя, такие как быстрота, ловкость и прыгучесть.
Исполнитель роли Иванушки Владислав Лантратов считает, что балет подходит для любого зрителя. Он подчеркнул важность честности и открытости перед юными зрителями. Главные роли также исполнят: Жар-птица, она же Царь-девица — Анастасия Сташкевич, Царь — Вячеслав Лопатин.
Художник-постановщик Юлиана Лайкова отметила, что хотелось создать на сцене настоящее чудо, в первую очередь в визуальном смысле. Она подчеркнула, что в спектакле множество визуальных миров, которые влияют на пластику исполнения.
История спектакля
Сценическая история сказки Ершова началась в 1864 году, когда балет «Конек-горбунок» (музыка Цезаря Пуни) был впервые поставлен на петербургской Императорской сцене. Спустя два года он был представлен на сцене московского Большого театра, где его ставили несколько раз — в 1901, 1914, 1928 и 1948 годах.
Премьера новой версии балета «Конек-горбунок», написанной композитором Родионом Щедриным по заказу Большого театра, состоялась 4 марта 1960 года. Постановку осуществил Александр Радунский, либретто написали Василий Вайнонен и Павел Маляревский, дирижировал Геннадий Рождественский, а сценографом выступил Борис Волков. Главные роли исполнили: Царь-девица — Майя Плисецкая, Иванушка — Владимир Васильев, Конек-горбунок — Тамара Тучнина, а сам хореограф Александр Радунский сыграл Царя. Следующая постановка «Конька-горбунка» в Большом театре состоялась в 1999 году, для которой Щедрин создал новую версию балета, превратив его в яркую русскую феерию (дирижер — Андрей Чистяков, балетмейстер — Николай Андросов, художник — Борис Мессерер).
В настоящее время над новым спектаклем на Исторической сцене работают дирижер-постановщик Павел Клиничев, хореограф и автор либретто Максим Петров, режиссер Антон Морозов и соавтор либретто Богдан Королек, а также художник Юлиана Лайкова.
Премьерные показы также запланированы на 30, 31 мая и 1 июня.