Джулиус Генри «Гручо» Маркс — американский комедийный гений, актёр, писатель и певец, чьё творчество охватило кино, эстраду, радио, телевидение и театр. Считающийся одним из величайших комиков в истории США, он ушёл из жизни 48 лет назад, 19 августа, в возрасте 87 лет. Его наследие, однако, остаётся живым и по сей день, продолжая вдохновлять новые поколения зрителей.
Гручо и его братья — Чико, Харпо, Гуммо (позже заменённый на Зеппо) и Артур — начали свой путь как вокальное трио «Четыре соловья» под руководством их матери, Минни. Однако настоящий успех пришёл к ним, когда они решили разбавить выступления юмором. Так на свет появились братья Марксы — звёзды нью-йоркского варьете, покорившие легендарный Palace Theatre.
Изначально каждый из братьев использовал пародийные этнические акценты — ирландский, итальянский и другие. Но с началом Первой мировой войны и ростом антигерманских настроений Гручо отказался от немецкого акцента, развив свой фирменный стиль — остроумного нью-йоркского задиру, который стал его визитной карточкой на десятилетия.
Бизнес-акumen Чико помог группе заключить выгодные контракты, результатом которых стали три успешных бродвейских постановки. Никогда прежде комедийный ансамбль не имел такого триумфального влияния на театральную сцену. К моменту дебюта в Голливуде братья Марксы уже были звёздами с отточенным мастерством, а к тому времени, когда Гручо возродил свою карьеру на телевидении в шоу «Ставка вашей жизни», за его плечами было полвека непрерывных выступлений.
Неотъемлемыми атрибутами образа Гручо стали сутулая походка, очки, сигара и густые нарисованные (а позже — настоящие) усы с бровями. Вместе с братьями он снялся в 13 полнометражных фильмах, среди которых особое место занимает культовая лента «Утиный суп» (Duck Soup, 1933). Эта сатирическая комедия, высмеивающая политику и войну, до сих пор считается одной из лучших в истории кино, демонстрируя гениальное владение словом, визуальным юмором и абсурдом.
Харпо, известный своим пантомимным талантом и игрой на арфе, Чико с его итальянским акцентом и любовью к азартным играм, а также Зеппо, исполнявший роли «нормального» героя, дополняли эксцентричный образ Гручо, создавая уникальную химию на экране. Их фильмы, такие как «Ночь в опере» (1935) и «День на скачках» (1937), стали классикой, а цитаты Гручо — крылатыми выражениями. Например:
«Это мои принципы. Если они вам не нравятся, у меня есть другие».
«Брак — прекрасное учреждение, но кто хочет жить в учреждении?»
Братья Марксы доказали, что комедия может быть умной, изящной и острой, не прибегая к вульгарности или оскорблениям. Их юмор, основанный на игре слов, абсурдных ситуациях и виртуозной актёрской игре, остаётся эталоном для многих поколений комиков. В эпоху, когда юмор часто сводится к низкопробным шуткам, их творчество напоминает о том, что настоящая комедия требует таланта, интеллекта и бесконечной любви к своему делу.
Фильм «Утиный суп» и сегодня остаётся актуальным — его сатира на политику, бюрократию и человеческую глупость находит отклик у зрителей разных стран. А братья Марксы по-прежнему символизируют золотой век американской комедии, когда смех рождался из гения, а не из шаблонов.