На церковной службе в Лондоне прошло прощание с выдающимся пианистом и мыслителем Альфредом Бренделем. Волнующая церемония стала последним уважением к его жизни и творчеству.
Гроб артиста был внесен в церковь под исполнение длинной первой части Струнного квинтета Шуберта в до мажоре в исполнении Quator Hermès — одного из струнных ансамблей, которому Брендель преподавал в последние годы. Затем звучали почти трансцендентальные звуки Благодарения Конвалесцента Бетховена из опуса 132. В финале церемонии прозвучал первый движений Струнного квартета Гайдена в эсполярной тональности.
Брендель заявил, что ему не было грустно по поводу окончания карьеры пианиста, но он не возражал против слез тех, кто прощался. Его сын Адриан вспомнил, как после одного из последних концертов отец показал открытку с изображением весело смеющегося человека среди грустных людей и признался, что это он. Сейчас, спустя семнадцать лет, эти слова приобрели особый смысл: на похоронах попрощались не только с великим музыкантом, но и с человеком, чье сердце было наполнено «двойным счастьем тонов и любви», как писал Гете о силе музыки, которой Брендель посвящал жизнь.
На мероприятии присутствовали такие известные личности, как пианист Мюррей Перхайя и драматург Майкл Фрейн, однако в основном оно было наполнено семейной атмосферой. Философ из Франкфурта, Андреас-Доршель, подчеркнул, что несмотря на успех, Брендель всегда сопротивлялся славе.
Иронично, что аристотский атеист был обречен финалом с англиканской мессы в церкви Святого Иоанна-Хемпстед, что, вероятно, отражало его чувство юмора. Его последний приют находится рядом с могилами художника Джона Констебла и изобретателя хронометра Джона Харрисона — символов его разносторонней и парадоксальной жизни.
Полный отчет доступен по ссылке.