В Пермском академическом Театре-Театре состоялась премьера драматического спектакля «Капитанская дочка» по мотивам повести Пушкина. Постановка московского режиссера Александра Пронькина представляет классическое произведение как «большой русский сон» с фэшн-костюмами и масштабным видеоартом на фоне минималистичных декораций.
«Когда на сцене открывается наша «железная шкатулка», появляется целый сказочный мир - мир архетипов. Сам поэт подсказал нам код художественной интерпретации «Капитанской дочки», ведь в его произведении много фантазийного. Мы допустили определенную степень временной эклектики и создали пространство большого русского сна, в котором уместен и мотоцикл с коляской, и фэшн-костюмы, и музыкальный сторителлер Клаус Бургер, и Достоевский, перевоплощающийся в Савельича», - рассказал режиссер спектакля Александр Пронькин.
По замыслу постановщика, в «Капитанскую дочку» вплетены отрывки из сказок, оригинальные стихи Пушкина, а также фрагменты из романа «Евгений Онегин» и поэмы «Руслан и Людмила». В спектакле Швабрин декламирует одно из первых стихотворений поэта, написанное на французском языке, а Зурин цитирует хулиганское «Недавно летним вечерком». Пушкинские стихи и сказки в первом акте, живая музыка, фантазийные костюмы, масштабный видеоарт создают это пространство «русского сна», которое исчезает ко второму акту. Далее вместе с художественным текстом повести «Капитанская дочка» начинают звучать отрывки из малоизвестного научно-исторического труда Пушкина - монографии «История Пугачева», посвященной крестьянской войне 1773-1775 годов, показывая масштабность происходящего и глубину трансформации героев.
«Капитанская дочка» - очень интересный материал. Мне кажется, что ее каркас - это сказочная конструкция. Поэтому мы проносим героя через сказку. Очень много заложено у Пушкина такого здорового хулиганства. Мне кажется, это очень хулиганский автор, и очень не хотелось об этом забывать. При этом через хулиганство он поднимает очень важные, вечные проблемы. И из этой сказки мы переходим на плато серьеза, к действительной истории Пугачева, с которой Пушкин начинал написание «Капитанской дочки», - отметил Пронькин.
В сценографии спектакля основную роль играют две большие стены, которые меняют свою конфигурацию в зависимости от места действия, и огромный экран для концептуального видеоряда художника Алана Мандельштама. «Мы отдаляемся по времени от тех проблем, которые транслируются в «Капитанской дочке», хотя при правильном донесении они вызывают большой резонанс. Мы пытались создать на сцене мир, который соответствовал бы темам оригинального произведения, но при этом искали новое художественное качество, новый способ коммуникации со зрителем, чтобы прочесть эту историю современно. В итоге наш спектакль напоминает и сказку, и серьезный роман, и какую-то фантасмагорию. Есть о чем подумать и на что посмотреть», - отметил сценограф спектакля Филипп Шейн.
«Капитанская дочка» создана в драматическом жанре, но в ней есть и атмосферная музыка композитора Родиона Аверьянова, и вокальные номера, например, казачья народная песня «У майорова двора», «Милая моя» Юрия Визбора, «Ворон» Булата Окуджавы и другие. Помимо этого, в спектакле принимает участие немецкий композитор и перформер Клаус Бургер, который мастерски играет на самодельных инструментах, в том числе на диджериду из борщевика.
Премьерную серию показов «Капитанской дочки» в новой трактовке можно увидеть на большой сцене Театра-Театра с 27 по 31 мая.