Французский пианист Лукас Дебарг обрушился с резкой критикой на музыкальных обозревателей, обвинив их в подавлении истинного творчества и спонтанности в классической музыке. По его словам, система оценки, основанная на субъективных параметрах вроде "звука", "техники" и "вкуса", создает атмосферу страха и препятствует развитию новаторских подходов.
Дебарг считает, что классическая музыка намеренно избегает реальной креативности, ставя во главу угла точное воспроизведение партитуры, а не ее трансформацию. Он сравнивает интерпретаторов с "палачами", вынужденными следовать "фиксированной программе", при этом оцениваются лишь "качество" исполнения, а не глубина понимания произведения.
Пианист отмечает, что сами музыканты обучаются с оглядкой на мнение критиков, что приводит к своего рода "самоцензуре". Он подчеркивает, что такие понятия, как "красивый звук" или "безупречная техника", лишены рационального определения и служат лишь инструментом для разделения "своих" и "чужих" в музыкальном мире. Часто эти параметры наполняются субъективными суждениями педагогов, от академических до эзотерических.
Особое внимание Дебарг уделяет тому, как идеология критики влияет на физическое проявление музыкантов на сцене. По его мнению, тела исполнителей становятся "отстраненными от музыки", скованными неловкой хореографией, словно демонстрируя внутренний протест против происходящего. Эти тела, по словам пианиста, "забыли чувство танца", "тепло вибрации голоса" и превратились в "подчиненные, страдающие оболочки" классической музыкальной идеологии.
Критики, согласно Дебаргу, являются "характерными фигурами" классической музыки, ее "окончательным воплощением". Они превращают любопытного ребенка, который мог бы стать музыкантом, в "ворчливого или елейного комментатора", лично не вовлеченного в сам процесс музицирования. Это, по мнению пианиста, является финальным этапом превращения музыки в "абстрактное развлечение" для элиты.
"Легендарные" исполнители, по мнению Дебарга, часто слепо восхваляются критиками, даже при наличии "неровностей" в их игре. Музыканты, оказавшиеся вне "избранной толпы", наоборот, подвергаются суровой критике. Эта система создает у музыкантов ложное представление о том, что их карьера зависит от "уровня" техники, а не от артистического потенциала.
Дебарг утверждает, что различие между музыкантами и критиками сводится лишь к инструментальному мастерству, поскольку сама идеология у них общая. Пока музыканты фокусируются на виртуозности, критики выражают свое мнение словами. Однако, по мнению пианиста, музыканты часто сами лишают себя права на сильные высказывания о музыке, ограничиваясь шаблонными фразами благодарности.
Пианист признается, что сам когда-то перепощивал критические статьи, но прекратил это делать, считая, что это "подпитывает болезнь" классической музыки. Его выступление, опубликованное 28 ноября 2025 года, является попыткой "экзорцизма" и рефлексии над текущим состоянием музыкальной индустрии.
Комментарии
Комментариев пока нет.