В 2025 году выходит новый документальный цикл под названием «Музыка перемен», посвященный ярким и бурным музыкальным событиям в СССР с 1985 по 1991 год. Ведущий проекта Андрей Васильев отмечает, что эти семь лет были насыщены переменами в отечественной музыке гораздо сильнее, чем предыдущие три десятилетия. Цикл, состоящий из семи выпусков, по числу лет, охватываемых периодом, черпает вдохновение в документальной саге Леонида Парфёнова «Намедни».
Особый интерес представляют исторические музыкальные обзоры от людей, которые сами не были свидетелями описываемых событий. Тем не менее, Андрей Васильев, уже зарекомендовавший себя в проекте «Спасибо, послушаю» как знаток советского метала, панка и синти-попа, демонстрирует глубокое понимание материала. Он умело работает с источниками, точно выделяет ключевые события каждого года и, что важно, практически избегает фактических ошибок, не забывая при этом о развлекательной составляющей. Каждый 30-минутный выпуск оставляет зрителя с желанием узнать больше.
Музыкальные феномены органично вплетены в общий контекст эпохи. Так, 1985 год начался с назначения нового генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва. Хотя слово «перестройка» прозвучало не сразу, ощущались перемены во многих сферах жизни. На «Песне-85», традиционно заполненной официальной советской эстрадой, приз зрительских симпатий завоевал Игорь Скляр с запоминающейся песней про Комарово, написанной Игорем Николаевым.
Увлечение ритмической гимнастикой, или аэробикой по-советски, способствовало появлению ряда электронных музыкальных сборников. В то же время, музыканты ВИА, искавшие новые формы звучания, заложили основы русскоязычного синти-попа (группа «Форум») и хэви-метала (группа «Ария»). Первый альбом «Арии», «Мания величия», Андрей Васильев образно характеризует как «галлюциногенную смесь Iron Maiden с „Песнярами“».
В 1984 году Алла Пугачёва заняла второе место в финском хит-параде, после чего записала в Стокгольме англоязычный альбом со шведскими музыкантами. Несмотря на скромный успех в Скандинавии, переизданный в СССР спустя год, лонгплей вошел в десятку самых продаваемых пластинок за всю историю страны. Одновременно в Москве открылась Московская рок-лаборатория, ставшая площадкой для творчества разнообразных коллективов, таких как «Звуки Му», «Бригада С», «Браво», «Крематорий» и «Центр». Их творчество, по меркам начала 80-х, было весьма авангардным. Интересный факт: название «Крематорий» было сокращено кураторами до «Крема».
Стоит отметить, что дебютный магнитоальбом группы «Муми-Тролль», «Новая луна апреля», выпущенный во Владивостоке в 1985 году, остался незамеченным для широкой публики на долгие годы. Многие песни из него страна услышала лишь спустя более чем десять лет. Это событие, очевидно, прошло бы мимо внимания историков, не повлияв на культурный ландшафт того времени. Важную роль группа «Мумий Тролль» (уже под этим названием) сыграет в 1997 году, поэтому попадание в «Музыку перемен» ранее было бы неоправданным.
Комментарии
Комментариев пока нет.