Joy Division стала культовой группой благодаря нескольким ключевым факторам. Во-первых, их мрачная и депрессивная музыка задала стандарты пост-панка и создала новый музыкальный стиль. Во-вторых, трагическая судьба фронтмена Иэна Кёртиса, который покончил с собой в 23 года, сделала его иконой для многих поклонников. В-третьих, группа внедрила ряд музыкальных новаций, таких как лидирующий бас Питера Хука, что создало уникальный саунд.
Joy Division выпустили всего два альбома и распались после смерти Кёртиса. Эти альбомы считаются эталонными и великими, а оставшиеся музыканты продолжили играть в совершенно ином жанре, не пытаясь воссоздать безысходную «музыку могильных плит».
Трагическая смерть Иэна Кёртиса оказала огромное влияние на группу. Его смерть была вызвана неправильной терапией эпилепсии и моральными страданиями, связанными с личной жизнью. Андрей Васильев в своей книге «Спасибо, послушаю» попытался не сводить историю Joy Division к одной лишь трагедии Кёртиса. Он искал причины коллективной депрессии группы в их манчестерском детстве, последствиях Второй мировой войны и реформах Маргарет Тэтчер.
Васильев подозревает группу в напускной мрачности и провокационном заигрывании со смертью, но в итоге признаёт, что это их «собственный сорт депрессии». Остальные участники и звукоинженеры группы органично соответствовали поэзии Кёртиса, его сценодвижениям и «потустороннему» пению. В ранних записях группы Warsaw (первоначальное название Joy Division) в голосе Иэна можно услышать подобие задора и радости, но в последующих работах безысходность сгустилась сплошняком.
О здоровой психике остальных участников Joy Division можно судить по музыке группы New Order, созданной после смерти Кёртиса. Однако при жизни Иэна стиль группы определялся его органикой и болезнью.